Наталья Орловская
Готовность к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
К 6-7 годам поведение ребёнка обычно выравнивается, он становится более критичным к своим поступкам, начинает соразмерять свои желания с реальными возможностями. Заметно расширяется круг интересов, усложняется содержание игр. Многие дети выражают активное желание учиться в школе.
Эмоциональная настроенность ребёнка на школьное обучение ещё не означает, что он готов к нему психологически.
В психологической подготовленности к школьному обучению можно условно выделить две составляющие:
а) интеллектуальную,
б) личностную.
Публикация «Готовность к школьному обучению» размещена в разделах
Интеллектуальная готовность к обучению в школе означает такой уровень умственного развития, на который ребё нок способен: обобщать и различать понятия, следить за ходом рассуждений, произвольно сосредоточиться на решении какой-либо задачи.
Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитое чувство ответственности, умение подчинять сиюминутное настроение необходимости выполнять задания, умение взаимодействовать с другими детьми, налаживать контакты.
Базовым компонентом подготовленности к школьному обучению является биологическая составляющая — здоровье, общее физическое развитие.
Начало обучения в школе приходится на очень важный возрастной период, характеризующийся ускоренными преобразованиями в организме ребёнка. Резко увеличивается скорость роста (к концу этого периода длина тела ребёнка достигает обычно примерно половину длины тела взрослого человека. (Период от 5 до 7 лет называют периодом полуростового скачка). Родители легко могут провести Филиппинский тест: если рука ребёнка, проведённая над головой, может достать до противоположного уха, то его полуростовой скачок прошёл).
Изменяются пропорции тела, в т. ч. черепная коробка достигает 4/5 своего окончательного размера, меняются зубы, увеличиваются челюсти. Родители должны обратить внимание на время начала смены зубов, очерёдность и темп — это важнейшие показатели биологического созревания организма. (Смена зубов продолжается в течение 4-5 лет, завершается примерно к 18-20 годам, когда могут появиться «зубы мудрости»).
Происходит интенсивный рост ребер, увеличивается объём вдоха; для этого периода развития ребёнка характерен высокий уровень обменных процессов. В этом возрасте ещё нет психологических возможностей для длительного поддержания стационарных состояний, возникающих при выполнении разного рода деятельности, следовательно, ребёнок утомляется при физических и умственных нагрузках.
Для обеспечения работы мозга как единого целого важна степень созревания структур мозга, а также связей между разными структурами. Важно учитывать индивидуальные особенности нервной системы. Перестройка в функционировании различных отделов коры головного мозга к 5-6 годам чрезвычайно благоприятна для восприятия, понимания, запоминания, узнавания букв, складывания в слова и предложения. Но пока ещё затруднена произвольная регуляция восприятия и умения управлять этим процессом. Родителям важно обратить внимание на индивидуальную зрелость организма и, прежде всего, центральной нервной системы. Умственные. Нервно-психические нагрузки должны соответствовать степени зрелости ребёнка. Полезны занятия физической культурой (например, бег, которые улучшают физическую работоспособность.
Материал подготовили :
Орловская Н. Л., старший воспитатель,
Григорова Я. Ю., педагог-психолог