Оксана Грайворонская
Трудности адаптации первоклассников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения ребёнка в школе это сложный и ответственный этап в его жизни. Дети в возрасте 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем адаптация ребёнка к школе имеет продолжительность 4-7 недель.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1 класс
- Темочки
Каковы условия психологической адаптации ребёнка к школе?
Во-первых, меняется социальная позиция ребё нка: из дошкольника он превращается в ученика. И если ранее он был «просто ребёнком», которого любили, и о котором заботились взрослые, то теперь он становится школьником. У него появляются новые и сложные обязанности: приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, и дисциплинированным, выполнять те требования, которые даёт учитель.
Учитель выступает представителем общества: он задаёт требования и нормы, ориентирует ребёнка в том, как ему себя вести, что и как делать.
Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетные и ролевые игры, фантазируют. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачи.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, ребёнок играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет для игры он выбирает сам из окружающей среды (жизни). Ребёнок действует в соответствии со своим желанием и самостоятельно.
Переход ребёнка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воли, не естественным для него путём, а как бы «навязано» ему сверху, от взрослых. И хочет он или не хочет, готов или не готов, ребёнок обязан и вынужден сменить свои занятия и по существу, весь образ жизни.
Важным фактором психологической адаптации ребёнка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребёнку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Дети, которых с самого начала не полюбили учителя начальных классов, в последствии плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе.
Успешность адаптации ребёнка к школе зависит и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребёнок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя и посредственно.
Семейная ситуация, в которой оказывается ребёнок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряжённая, эмоционально-
Дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.
С началом обучения в школе у 67-69% неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети боятся учителя, испытывают страх перед выходом к доске для ответа, они доятся низких отметок, унижения, боятся оказаться несостоятельными, опоздать на урок.
Как помочь ребёнку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс?
С детского сада необходимо укреплять психику ребёнка, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-неврологические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально- отрицательные реакции (переживания). Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
С детьми необходимо проводить игры развивающего и психокоррекционного характера, начиная со старших групп д/с и начальных классов. Неодходимо создать оптимальные условия для успешного развития их мышления, речи, внимания и памяти, от которых зависит адаптация ребёнка к школе.
Как развиты психологические процессы у младших школьников
Необходимым условием знаний является внимание. Преобладающим видом внимания мл. школьников является непроизвольное. В этом возрасте всё ещё сильная реакция на яркое, новое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся всё своё внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.
В начальной школе необходимо развивать произвольное внимание, т. е. приучать детей быть внимательными. Развитие произвольного внимания у мл. школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересом материалом.
Память у мл. школьников более развита наглядно-образная, чем смысловая. Дети легко запоминают, но не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства, эмоции. Прочность памяти, т. е. длительность сохранения воспринятого материала значительно слаба. Т. к. дети не могут отобрать более значимый материал. И поэтому забывание какого-либо материала идёт гораздо быстрее, чем его запоминание. К недостаткам памяти мл. школьника относится то, что они затрудняются правильно организовывать процесс запоминания, не умеют разбить материал для запоминания. Необходимо бороться с неосмысленным запоминанием и поощрять смысловое запоминание, тем самым развивать
логическую память.
Мышление мл. школьника характеризуется конкретностью и эмоциональностью. Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями. Эмоциональность детского мышления заключается в том, что дети очень живо переживают всё, над чем им приходится думать. Аналитическая деятельность ограничена по объему выделяемых свойств и признаков. Большинство мл. школьников не могут подобрать необходимые для сравнения «ориентир», т. е. найти черты сходств и различий. Это связано с тем, что у мл. школьников не развито отвлечённое мышление. Когда ставится задача классифицировать предметы, мл. школьник пользуется при этом внешними и эмоционально окрашенными признаками.
Приёмы запоминания
1. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа.
2. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
3. Большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Поэтому повторение должно быть разнообразным.
4. Для удержания в памяти какого-то текста большое значение имеет составление плана.
Младшему школьнику достаточно составить план в виде последовательного ряда картинок. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть какую картинку следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? и т. д.» Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.
Вот и ваш, ещё вчера малыш, а сегодня гордый обладатель школьного ранца, начинает своё первое, такое важное и ответственное дело в жизни. И это он хорошо понимает, нет, скорее чувствует, наблюдая, как волнуются родители, бабушки и дедушки, как внимательно они относятся ко всему, что касается поступления в это «общественное заведение» И волнения вполне понятны, ведь от того, насколько успешно освоит ребёнок эту новую для него ситуацию, насколько уверенно он себя будет чувствовать, зависит формирование очень важного качества личности, которое сохранится на долгие годы, а именно чувство собственной компетентности, состоятельности, успешности.