Васильева Ольга Федоровна
Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Темочки:
- Гиперактивность, СДВГ. Синдром гиперактивности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.
Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.
Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.
Занятие 1.
1. Знакомство. «Больше всего я люблю. Меньше всего я люблю…»
2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
6. «Ласковое имя»
-Когда к вам обращаются с ласковым именем?
-Какие чувства испытываете при этом?
-Что вам хочется сделать в ответ?
7. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
8. «Поза покоя» -
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье…
И становится понятно – расслабление приятно.
9. «Зеркало». Игра в парах - повторение всех движений и жестов.
10. «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.
11. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
12. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 2.
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»
2. «Выбрось пальцы» – упражнение на сплочение группы.
3. «На ошибках учатся» -
«Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку.
Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки? Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?
4. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание своего эмоционального состояния.
5. «Белые медведи»
Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей.
Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту
6. Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
7. Дыхательное упражнение
Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки:
«а», «и», «у», «о».
8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.
9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.
10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 3
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.
3. «Строители» -
Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы:
-Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
-Где разместишь гостей – друзей?
-Кто ещё будет жить с тобой?
Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга.
4. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.
5. Ролевая гимнастика
Рассказать известное стихотворение:
-шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.
Походить как:
- младенец; глубокий старик; лев.
Попрыгать как:
- кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.
- Нахмуриться как :
- -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница.
6. «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.
7. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.
8. Разыгрывание ситуаций
- ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;
- тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её;
- ты очень обидел своего друга, помирись с ним;
- ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его.
9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 4.
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.
3. «Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
4. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.
5. «Пошли письмо»
В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре:
«Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого оно сейчас находится.
6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»
7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.
8. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.
9. Подвижная игра по желанию детей.
10 «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 5.
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.
3. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
4. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.
5. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.
Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.
6. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
7. «Наша группа» – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).
8. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.
9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»
Занятие 6.
1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
2. «Закончи предложение» – Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).
3. «Будь дружелюбным»
-Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен?
-Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность?
-Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен?
-Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?
4. Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.
5.»Смак»
Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо.
6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.
7. «Шарик»– релаксация.
Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза. :
Вот шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.
Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.
9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.
10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.
11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».