Тамара Рублёва
Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Современные школьники отличаются снижением функциональных возможностей нервной системы. Так, в группе условно здоровых детей психоневрологические отклонения отмечаются в 30–56 % случаев. Подобные нарушения проявляются в снижении способностей к обучению, в задержках моторного развития и в отклонениях эмоционального развития [1]. Любая психическая функция, деятельность и поведение рассматриваются в нейропсихологии как вертикально организованная система, состоящая из трёх взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков мозга. (ФБМ).1 ФБМ - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. 2 ФБМ - блок приема, переработки и хранения информации. 3 ФБМ - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности (лобные доли правого и левого полушарий). Современное школьное образование развивает в первую очередь вербально-логические функции (3 ФБМ). Ошибочно считают, что рецепт улучшения обучения есть только один - дополнительно читать, писать, считать, нанося тем самым огромный вред его психическому развитию, потому что все, что ребенок делает через силу, истощает его энергетический ресурс (1ФБМ). Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации (2 ФБМ) : слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов, зрительной, зрительно-пространственной. Это дети с синдромом функциональной несформированности межполушарных взаимодействий («автономностью» мозговых полушарий). Отсутствие работы над развитием 2 ФБМ проявляется в широком распространении и стойкости зрительно-пространственной дисграфии и других нарушениях. Таким образом, коррекционно - развивающая работа специалистов направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению, а не наоборот. Естественному повышению работоспособности и эффективности работы мозга способствуют : творческие, игровые задания на ИКЗ, дозировка заданий, позитивные эмоции, принцип контрастности переживаний (перемена места в пространстве, чередование видов работ – упражнения за партой и задания на движения в пространстве, поощрения за приложенные усилия на ИКЗ (наклейки в тетерадь и т. д., поиск успешности в разных видах деятельности (рисовании, лепке, и др., арт-методы для расслабления и позитивных эмоций (например, работа с обычным и кинетическим песком, физминутка под музыку и пр.). Приведём примеры упражнений, которые используют специалисты нашего Центра на ИКЗ. Дыхательные и дыхательно-координационные упражнения. «Забей гол». Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый складывает из кубиков ворота, берёт шарик из кусочка ваты или мячик для пинг-понга, кладет его на стол перед ребенком. Взрослый показывает, как нужно задуть шарик в ворота («забить гол»). Ребенок должен стараться делать выдох сильным настолько, чтобы шарик влетел в ворота. Повторить 3-5 раз. «Художник». Вдох. Задержка дыхания. На выдохе ребёнок рисует на песке одновременно обеими руками разные геометрические фигуры (например, круги, затем квадраты, треугольники). Усложняя упражнение, геометрические фигуры рисует с разных точек правой рукой круг рисует сверху, а левой начинает снизу). «Сыщик». «Представь, что твои глаза - это видеокамера сыщика. Тебе нужно глазами следить за игрушкой, не поворачивая головы, как это делает сыщик». Взрослый плавно перемещает игрушку перед его глазами вправо, влево, вверх, вниз, к переносице. Ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках 1-2 секунды. «Паровозик». Ребёнок садится на пятки, ноги вместе. Спина прямая, голова прямо, не двигается. Глаза смотрят вперед на любую точку впереди. Руки вытянуты вперед. Кисть одной руки сжата в кулак. Ладонь другой руки «смотрит» в пол, пальцы прижаты к друг к другу и «смотрят» вперед. Взрослый командует ребенку сделать вдох через нос (рот закрыт, одновременно кулак одной руки разжимает, ладонь «смотрит» в пол, а ладонь другой руки сжимает в кулак. На выдохе через широко открытый рот изображает паровоз, издает звуки («пых», одновременно меняет положение кулака и ладони. Ребенок дышит медленно и глубоко. Двигаются только кисти рук. «Селфи». Взрослый предлагает ребенку представить, что у него в руках смартфон на селфи – палке («моноподе»). Ребёнок вытягивает руку горизонтально на уровне глаз. Он фотографирует себя, при этом «рукой-моноподом» рисует горизонтальную, затем вертикальную «ленивую восьмерку». Голова прямо, за «смартфоном» следят только глаза. На следующем этапе «рука-монопод» отводится вправо, глаза вправо, а язык с напряжением выставляет влево, делает вдох. Фиксирует положение, делая селфи. Затем «рука-монопод» отводится влево в крайнее положение, глаза отводит влево, а язык вправо. Выдох. Фиксирует положение, делая селфи. «Капризный фотограф»[2]. Взрослый играет роль фотографа, который ищет кадр для снимка. Помощнику фотографа, ребенку, надо разместить игрушки: корову справа от зайца, собачку за мышкой, кошку под стулом и т. д.
Публикация «Из опыта работы по организации коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Опыт работы, практика
- Темочки
Источники. 1. Березкин Д. В. Функциональные характеристики центральной нервной системы и нарушения познавательных функций у детей с неврозоподобными расстройствами резидуально- органического генеза Клиническая и специальная психология 2016. Том 5. № 2. С. 46–62. 2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми : В2 ч. Ч. 2. М., 2015. С. 19 3. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М. ,1998.