Раиса Маркс
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ
РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных). Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и обычности ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, отличает способность классифицировать и категоризирова информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Творческое мышление, характерное для одаренного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглостью (способностью в короткий временной период проицировать множество идей, гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии, оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения, детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.
Публикация «Консультация для педагогов „Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых детей с высоким уровнем развития способностей наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом случае может происходить разделение детей на популярных и непопулярных. Первые могут пользоваться симпатией сверстников и достаточно свободно общаться. Вторые - стараются держаться уединенно, попадая в категорию отверженных.
Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности психофизического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образовательных мероприятий в образовательном учреждении, в семье.
В предлагаемых разработках представлен опыт работы психологической службы по сопровождению детей с опережающим развитием в экспериментальных развивающих группах. Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка-личности, о роли собственной активности в преобразовании самого себя окружающего мира. Педагогической основой послужила гуманистическая философия, в центре внимания которой - человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психологические аспекты творчества как высшей формы совершенствования личности.
В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:
• добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;
• активной жизненной и профессиональной позиции;
• уважения индивидуальности;
• свободы самовыражения;
• коллективного принятия решений.
Цели психологического сопровождения в рамках разработки и реализации программы «Умница» :
• создание системы целенаправленного выявления одаренных детей; максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебно и поисковой деятельности;
• стимулирование творческой деятельности интеллектуально и творчески развитых детей;
• способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми.
В основу психологического сопровождения положены утверждения:
• Развивающая среда и образовательные условия, создающиеся авторским коллективом, являются идеальными для воспитания всех детей.
• Признание презумпции одаренности, то есть готовя работать со всеми детьми по развитию их внутреннего потенциала, рассчитывая на выявление скрытых способностей в результате психолого-педагогического воздействия.
Единое тематическое планирование обеспечивает целостность представлений детей о себе и окружающем мире путем интеграции содержания образования во все режимные процессы.
• коллективного принятия решений.
Цели психологического сопровождения в рамках разработки и реализации программы «Умница» :
• создание системы целенаправленного выявления одаренных детей; максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебно и поисковой деятельности;
• стимулирование творческой деятельности интеллектуально и творчески развитых детей;
• способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными: детьми.
В основу психологического сопровождения положены утверждения:
• Развивающая среда и образовательные условия, проицирующиеся и создающиеся авторским коллективом, являются идеальными для воспитания всех детей.
• Признание презумпции одаренности, то есть готовя работать со всеми детьми по развитию их внутреннего потенциала, рассчитывая на выявление скрытых способностей в результате психолого-педагогического воздействия.
Единое тематическое планирование обеспечивает целостность представлений детей о себе и окружающем мире путем интеграции содержания образования во все режимные процессы.
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Темпы физического развития ребенка значительно ниже, чем в первые годы жизни. В среднем на четвертом году жизни ребенок может прибавить в весе от 1,5 кг до 2 кг, а его рост увеличивается на 5-7 см в год. Ребенок меняется внешне: ноги его становятся длиннее, округлость тела исчезает. В этот период времени ребенок уже овладел всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками.
У ребенка совершенствуется нервная система, поэтому работоспособность его заметно увеличивается. Однако выносливость еще невелика. Двухчасовой дневной сон и десятичасовой ночной являются обязательными для здоровья детей.
Происходит смена ведущего вида деятельности. У детей четвертого года жизни остается предметная деятельность, в русле которой ребенок овладевает смыслом и способами употребления новым предметным окружением. Ребенок познает разнообразные предметы быта, природные и дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением, то есть развивается предметно-орудийная деятельность, процессе которой, в свою очередь, еще более расширяется «знание свойств и качеств окружающего мира. Таким образом, происходит активное сенсорное развитие : развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследовании предметов. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Психический процесс восприятия совершенствуется, проходя путь
от манипулирования предметом с попыткой его рассматривания к 3 годам к выделению отдельных частей и признаков предмета к 4 годам. На четвертом году жизни ребенок свободно ориентируется на себе и в пространстве, хотя сторонность еще путает. Значительные трудности для ребенка представляет восприятие времени. Так как оно не имеет наглядной формы.
Активно развивается речь. Третий год жизни связан с активным развитием третичных зон коры головного мозга. Исходя из архитектоники коры головного мозга, возбуждение, возникающее в третичных зонах коры, иррадиирует во вторичные (моторные) зоны, вызывая их активизацию, а затем возбуждение перетекает к первичным (сенсорным) зонам и этим определяется выразительность детской речи, подчеркнутость ее движением. Становление предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи и обогащает пассивный и активный словарь ребенка. Словарный запас пополняется не только существительными и глаголами, но и за счет местоимений, числительных, соединительных слов. Ребенок постепенно усваивает] строение языка, типы склонений, спряжений.
На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное становление (которое развивается в процессе предметных действий с последующими высказываниями по поводу решения практических задач, в рамках которого развиваются умственные действия : анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Общение с ребенком, сохраняя эмоциональную насыщенность, становится более содержательным. Помимо эмоционально-личностного, ведущим видом является внеситуативне - познавательное, при котором познаются явления окружающего мира, а взрослый выступает в роли основного носителя информации.
В процессе общения со взрослым ребенок отражает наблюдаемые им отношения между взрослыми и сверстниками, час| использует вместо реальных предметов подручные материалы и другие предметы-заместители. Игра характеризуется как разная. Ребенок, рассказывая об увиденном и пережитом, начинает совершать те образные движения, которые он приобрел в момент наблюдения и содействия с наблюдаемым объектом. Интерес к игре сверстника приводит к попытке объединения для установления игровых отношений. В этом возрасте ребенок активно ищет повод для совместной игры.