наталья филонова
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка
▼ Скачать +Заказ
Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в условиях Дома ребёнка, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Их развитие обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими, в том числе с лишением ребенка эмоционально - психологической связи с матерью.
Публикация «Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка» размещена в разделах
Исследуя проблему появления вторичных нарушений в развитии речи у детей 3 года жизни, я пришла к выводу о необходимости организации коррекционно-педагогической работы по развитию речи с детьми первого и второго года жизни с целью предупреждения появления вторичных нарушений в развитии.
Моими задачами являются:
1. Развитие общения со взрослыми; развитие у детей способности ориентироваться в окружающем;
2. Коррекция и профилактика отклонений в развитии, связанных со структурой основного дефекта и с влиянием депривационных факторов риска;
3. Формирование достоверного и целостного восприятия окружающего мира.
Основным принципом работы с детьми является принцип взаимодействия ребенка со взрослым.
В содержании своей коррекционно - педагогической работы по развитию речи у детей первого года жизни выделила следующие направления:
1. Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; эмоций, общения ребенка со взрослым;
2. Формирование первых контактов между детьми;
3. Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки; нормализация дыхания,
4. Состояние и функционирование органов дыхания;
5. Развитие предпосылок понимания и активной речи.
Коррекционно - педагогическая работа по развитию речи у детей первого года жизни проходила в четыре этапа. На каждый этап ставила и решала конкретные задачи обучения в зависимости от уровня психомоторного развития детей первого года жизни.
Работу проводила по следующим направлениям:
1. Развитие эмоционального общения со взрослым; развитие предпосылок активной речи;
2. Формирование потребности ребенка в доброжелательном внимании и эмоциональном общении со взрослым.
В течение всего периода работы происходил переход от эмоционального общения со взрослым к формированию ситуативно-делового общения через развитие потребности в сотрудничестве.
Проводила игры - занятия, развивающие смех и двигательное оживление ребенка: с мыльными пузырями, воздушным шариком; сюрпризные коробочки; подвижные игры: «Догоню - догоню», «Идёт коза рогатая». Использовались различные интонации в разговоре.
Сотрудничество формировала в ходе общения при рассматривании, ощупывании игрушек, в игре, где устанавливала свои правила.
Так же проводила совместные игры с ребенком: катали мяч, ма-ленькую машинку, игры с воздушным шариком, пианино, бубном, русскими народными деревянными игрушками, имитирующие орудия труда; общение по поводу игрушки и действий с ней.
Также развивала подражание новым слогам лепета и первым лепетным словам.
У детей второго года жизни выделила следующие направления:
азвитие слухового внимания и памяти; развитие зрительного внимания и памяти;
• развитие пространственных представлений;
• воспитание у ребенка подражательности;
• формирование длительного речевого выдоха.
Для развития речевого подражания важную роль играют упражнения
на развитие общей подражательности, которые включала в работу с детьми
на каждом занятии.
Начинаю работу с упражнений общей моторики, затем
ручной, затем артикуляционной. Очень важно, чтобы ребенок, как зеркало
отражал мои действия. До той поры, пока это не произойдет, у ребенка не
будет активной речи.
Игры для развития тонкой моторики и координации движений:
«Делай, как я», «Зеркало»- ребенку предлагается быть зеркалом и
«отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана
ребенку, который сам придумывает движения.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость, способствующие совершенствованию слухо - зрительных анализаторов: «Отстукивание»- карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает педагог; «Оса-кольцо», «Зайчик - кольцо»- переходы из одной статической позы в другую. Упражнения выполняются
сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками вместе.
Упражнение на развитие и совершенствование статической коорди-
нации движений: «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко
расставить пальцы (локти опираются на стол); «Гнездо»- пальцы обеих рук
слегка согнуть и приложить один к другим, большие пальцы убрать
внутрь ладоней; «Дом»- поднять пальцы вверх, соединить кончики пальцев
левой и правой руки; «Стол»- правую руку сжать в кулак, на нее сверху
положить горизонтально левую руку; «Коза» - вытянуть указательный и
мизинец, остальные пальцы прижать к ладони; «Очки»- образовать два
кружка из указательного и большого пальцев обеих рук; «Зайчик» - вытя-
нуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и
мизинца соединить с кончиком большого пальца. Выполнять поочередно
правой, затем левой рукой.
Упражнения на развитие и совершенствование динамической коорди-
нации движений: «пальчики здороваются», «Оса» -вращать указательным
пальцем правой, затем левой руки в разных направлениях;
«Человечек»-указательный и средний пальцы бегают по столу;
«Птички летят»- пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной
стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» -птички летят,
машут крылышками; «Курочка пьет воду - локти опираются на стол,
пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с
подключением кистевого замаха»; «Погладим котенка» -плавные движения
рукой, имитирующие поглаживание; «Игра на пианино» - имитация
игры на пианино.
Упражнения с предметами: «Шнуровка», «Застегивание и
расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров
предметов из палочек», по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Упражнения на развитие артикуляторной моторики: «Птенчики»,
«Кошка лакает молоко», «Лошадка», «Часики».
Упражнения на активизацию звукоподражаний: «Собачка»,
«Кошечка», «Коровка», «Лошадка», «Мишка», «Ослик», «Овечка» и т. п.
Методика использования звукоподражаний в работе с детьми второго
года жизни позволяет достичь следующих результатов:
1. Создание более естественной мотивации для овладения ребенком собственной экспрессивной речью. Использование звукоподражаний играет психотерапевтическую роль: пользуясь звукоподражаниями, ребенок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить.
2. Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.
3. Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и для расширения словаря.
4. Воспитание правильного звукопроизношения.
5. Помощь в обучении детей чтению.
Исходя из того, что частая смена характера и вида активности определяла комплексный подход к обучению детей 1 и 2-го года жизни, то занятия с ними стали комбинированными, т. е. состоящими из отдельных самостоятельных частей или игр, посвященным разным задачам развития и коррекции детей, но объединенных в единое эмоциональное или содержательное общение взрослого и ребенка.
Структурно индивидуальное занятие состояло из нескольких сменяющихся частей. Обязательными условиями планирования и проведения занятия было следующим:
• начиналось занятие с установления эмоционального контакта с ребенком;
• работа по развитию движений руки и действий с предметами (с учетом рекомендаций врача - невропатолога). Предваряют ее приемы массажа и лечебной физкультуры;
• упражнения дыхательной гимнастики чередуются с другими играми и упражнениями;
• заканчивалось занятие игрой, развивающей первые контакты между детьми, или самостоятельной игрой ребенка с понравившейся ему игрушкой, с которой он научился действовать.
Литература.
1. Журба Л. Н., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – Москва: Медицина, 1981.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста/ под ред. Л. Н. Павловой. – Москва: Просвещение, 1986.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста/ под ред. Г. М. Ляминой. – Москва: Просвещение, 1981.
4. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для высших учебных заведений. – Москва: Владос, 2001.
5. Новоселова С. Л. Развитие мышления детей раннего возраста. – Москва: Педагогика,1978.
6. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно - психического развития детей первых трех лет жизни. – Москва: Просвещение, 1979.
7. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - Москва: Владос, 2010.
8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – Москва, Просвещение, 1989.