Получи документы

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка

наталья филонова
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка
▼ Скачать +Заказ

Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в условиях Дома ребёнка, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Их развитие обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими, в том числе с лишением ребенка эмоционально - психологической связи с матерью.

Публикация «Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка» размещена в разделах

Исследуя проблему появления вторичных нарушений в развитии речи у детей 3 года жизни, я пришла к выводу о необходимости организации коррекционно-педагогической работы по развитию речи с детьми первого и второго года жизни с целью предупреждения появления вторичных нарушений в развитии.

Моими задачами являются:

1. Развитие общения со взрослыми; развитие у детей способности ориентироваться в окружающем;

2. Коррекция и профилактика отклонений в развитии, связанных со структурой основного дефекта и с влиянием депривационных факторов риска;

3. Формирование достоверного и целостного восприятия окружающего мира.

Основным принципом работы с детьми является принцип взаимодействия ребенка со взрослым.

В содержании своей коррекционно - педагогической работы по развитию речи у детей первого года жизни выделила следующие направления:

1. Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; эмоций, общения ребенка со взрослым;

2. Формирование первых контактов между детьми;

3. Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки; нормализация дыхания,

4. Состояние и функционирование органов дыхания;

5. Развитие предпосылок понимания и активной речи.

Коррекционно - педагогическая работа по развитию речи у детей первого года жизни проходила в четыре этапа. На каждый этап ставила и решала конкретные задачи обучения в зависимости от уровня психомоторного развития детей первого года жизни.

Работу проводила по следующим направлениям:

1. Развитие эмоционального общения со взрослым; развитие предпосылок активной речи;

2. Формирование потребности ребенка в доброжелательном внимании и эмоциональном общении со взрослым.

В течение всего периода работы происходил переход от эмоционального общения со взрослым к формированию ситуативно-делового общения через развитие потребности в сотрудничестве.

Проводила игры - занятия, развивающие смех и двигательное оживление ребенка: с мыльными пузырями, воздушным шариком; сюрпризные коробочки; подвижные игры: «Догоню - догоню», «Идёт коза рогатая». Использовались различные интонации в разговоре.

Сотрудничество формировала в ходе общения при рассматривании, ощупывании игрушек, в игре, где устанавливала свои правила.

Так же проводила совместные игры с ребенком: катали мяч, ма-ленькую машинку, игры с воздушным шариком, пианино, бубном, русскими народными деревянными игрушками, имитирующие орудия труда; общение по поводу игрушки и действий с ней.

Также развивала подражание новым слогам лепета и первым лепетным словам.

У детей второго года жизни выделила следующие направления:

азвитие слухового внимания и памяти; развитие зрительного внимания и памяти;

развитие пространственных представлений;

• воспитание у ребенка подражательности;

• формирование длительного речевого выдоха.

Для развития речевого подражания важную роль играют упражнения

на развитие общей подражательности, которые включала в работу с детьми

на каждом занятии.

Начинаю работу с упражнений общей моторики, затем

ручной, затем артикуляционной. Очень важно, чтобы ребенок, как зеркало

отражал мои действия. До той поры, пока это не произойдет, у ребенка не

будет активной речи.

Игры для развития тонкой моторики и координации движений:

«Делай, как я», «Зеркало»- ребенку предлагается быть зеркалом и

«отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана

ребенку, который сам придумывает движения.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость, способствующие совершенствованию слухо - зрительных анализаторов: «Отстукивание»- карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает педагог; «Оса-кольцо», «Зайчик - кольцо»- переходы из одной статической позы в другую. Упражнения выполняются

сначала одной рукой, затем другой, затем обеими руками вместе.

Упражнение на развитие и совершенствование статической коорди-

нации движений: «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко

расставить пальцы (локти опираются на стол); «Гнездо»- пальцы обеих рук

слегка согнуть и приложить один к другим, большие пальцы убрать

внутрь ладоней; «Дом»- поднять пальцы вверх, соединить кончики пальцев

левой и правой руки; «Стол»- правую руку сжать в кулак, на нее сверху

положить горизонтально левую руку; «Коза» - вытянуть указательный и

мизинец, остальные пальцы прижать к ладони; «Очки»- образовать два

кружка из указательного и большого пальцев обеих рук; «Зайчик» - вытя-

нуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и

мизинца соединить с кончиком большого пальца. Выполнять поочередно

правой, затем левой рукой.

Упражнения на развитие и совершенствование динамической коорди-

нации движений: «пальчики здороваются», «Оса» -вращать указательным

пальцем правой, затем левой руки в разных направлениях;

«Человечек»-указательный и средний пальцы бегают по столу;

«Птички летят»- пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной

стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» -птички летят,

машут крылышками; «Курочка пьет воду - локти опираются на стол,

пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с

подключением кистевого замаха»; «Погладим котенка» -плавные движения

рукой, имитирующие поглаживание; «Игра на пианино» - имитация

игры на пианино.

Упражнения с предметами: «Шнуровка», «Застегивание и

расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров

предметов из палочек», по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Упражнения на развитие артикуляторной моторики: «Птенчики»,

«Кошка лакает молоко», «Лошадка», «Часики».

Упражнения на активизацию звукоподражаний: «Собачка»,

«Кошечка», «Коровка», «Лошадка», «Мишка», «Ослик», «Овечка» и т. п.

Методика использования звукоподражаний в работе с детьми второго

года жизни позволяет достичь следующих результатов:

1. Создание более естественной мотивации для овладения ребенком собственной экспрессивной речью. Использование звукоподражаний играет психотерапевтическую роль: пользуясь звукоподражаниями, ребенок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить.

2. Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.

3. Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и для расширения словаря.

4. Воспитание правильного звукопроизношения.

5. Помощь в обучении детей чтению.

Исходя из того, что частая смена характера и вида активности определяла комплексный подход к обучению детей 1 и 2-го года жизни, то занятия с ними стали комбинированными, т. е. состоящими из отдельных самостоятельных частей или игр, посвященным разным задачам развития и коррекции детей, но объединенных в единое эмоциональное или содержательное общение взрослого и ребенка.

Структурно индивидуальное занятие состояло из нескольких сменяющихся частей. Обязательными условиями планирования и проведения занятия было следующим:

• начиналось занятие с установления эмоционального контакта с ребенком;

работа по развитию движений руки и действий с предметами (с учетом рекомендаций врача - невропатолога). Предваряют ее приемы массажа и лечебной физкультуры;

• упражнения дыхательной гимнастики чередуются с другими играми и упражнениями;

• заканчивалось занятие игрой, развивающей первые контакты между детьми, или самостоятельной игрой ребенка с понравившейся ему игрушкой, с которой он научился действовать.

Литература.

1. Журба Л. Н., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – Москва: Медицина, 1981.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста/ под ред. Л. Н. Павловой. – Москва: Просвещение, 1986.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста/ под ред. Г. М. Ляминой. – Москва: Просвещение, 1981.

4. Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для высших учебных заведений. – Москва: Владос, 2001.

5. Новоселова С. Л. Развитие мышления детей раннего возраста. – Москва: Педагогика,1978.

6. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно - психического развития детей первых трех лет жизни. – Москва: Просвещение, 1979.

7. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - Москва: Владос, 2010.

8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – Москва, Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 года жизни «Красочные фигуры» Направленность: развитие представления детей о геометрических формах и шести спектральных цветах. Коррекционная задача: закрепить представления.

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши»Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши» Программное содержание: - учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями; - упражнять в интонационном произношении речи.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений о временах года, обобщение представлений о характерных особенностях каждого времени года. Задачи: 1. Продолжать.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни (осень) В сентябре идет прием детей, этот месяц отводится на адаптацию малышей к новым условиям, занятия с детьми не планируются. Октябрь. 1. «Позови.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в весенний период Март. 1. Медвежата Цель. Продолжать обогащать представления детей о дикой природе, развивать речевую активность 2. Белочкино чаепитие.

Перспективный план занятий по развитию речи с детьми второго года жизни в зимний период Декабрь. 1. Рассматривание фотографий «На прогулке Осенью» Цель. Побуждать называть свое имя и имена детей группы. Развивать речь, как.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка
Опубликовано: 23 августа 2021 в 10:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи у детей первого и второго года жизни в условиях дома ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем наталья филонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД