Татьяна Горькая
Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде
Т. Г. Горькая, учитель-логопед, г. С-Петербург
Коррекционная работа в дооперационном этапе делится на три периода.
1. Со дня рождения до 1 года.
2. С 1 года до 3 лет.
3. С 3 лет до операции.
Коррекционная работа 1-2 периодов.
Работа проводится родителями и воспитателями под руководством и по наставлению логопеда. Она направлена на вызывание гуления или лепета.
Надо помнить, что произнесение различных звуков является проявлением игровой деятельности ребёнка.
Публикация «Коррекционная работа с детьми-ринолаликами в дооперационном периоде» размещена в разделах
Речевая активность достигается в процессе взаимного подражания. После
того, как ребёнок произнесёт какой – либо звуковой комплекс, родители должны подхватить его, но инициатива должна исходить от ребёнка.
В процессе общения ребёнка и взрослого должно уделяться много внимания эмоциональной реакции.
Во время взаимных занятий в комнате должна быть тишина.
В процессе речевого общения ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого.
Надо помнить, что в норме ребёнок всё сопровождает различными телодвижениями. Поэтому эти упражнения нужно проводить не ограничивая движений ринолалика.
Лепет связан с движением. Тонкие движения правой руки будут способствовать развитию речевой моторики. Обязательно рекомендуется массаж правой руки. Это поглаживание кисти правой руки от кончиков пальцев к запястью. Его нужно делать ежедневно 2-3 минуты.
Может быть пассивная гимнастика правой руки (например, сложить пальчики крестообразно и т. д.).
С 10 месяцев можно давать ребёнку перебирать мелкие, а затем более крупные предметы под контролем взрослого.
В последующем, когда у ребёнка появится способность понимать речь, реагировать на неё, больше внимания должно быть уделено:
- накоплению словаря,
- упражнениям по развитию фонематического слуха,
- звукового элементарного анализа,
- артикуляционным упражнениям в игровой форме,
- развитию ротового выдоха.
С этой целью можно использовать надувные игрушки, губные гармошки, задувание свечи и т. д. что создаёт благоприятный фон по коррекции звукопроизношения.
Коррекционная работа 3 периода.
Начинается работа с обследования речевой патологии и составления перспективного индивидуального плана работы.
Задачи коррекционного воздействия.
1. Подготовка ребёнка и его артикуляционного аппарата к уранопластике.
2. Активизация нёбно-глоточного смыкания.
3. Дифференциация носового и ротового выдоха.
4. Коррекция звукопроизношения.
Дооперационным периодом создаётся база для правильного звукообразования. Под этим понимаем:
• перемещение кончика языка в полости рта вперёд;
• опускание корня языка;
• укрепление кончика языка;
• активизация движений губ;
• выработка направленной воздушной струи;
• выработка нижнего диафрагмального дыхания.
Самое главное - нужно устранить назальность.
В дооперационный период надо тренировать остатки сегментов мягкого нёба, подготовить нёбную занавеску к нёбно-глоточному смыканию, предотвратить дистрофию мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.
Эта работа способствует лучшему заживлению в послеоперационный период, более быстрому расторможению нёба, увеличению его подвижности.
Для развития подвижности мягкого нё ба используется:
a) пассивный массаж.
Большим пальцем правой руки проводятся продольные и поперечные движения от зубов по краям расщелины до границы твёрдого и мягкого нёба. Движения поглаживающие, растирающие, вибрационные.
b) Активный массаж.
Проводится на фоне произнесения гласных звуков А, Э. Выбор гласных звуков А, Э определяется следующим:
- гласный звук А – это звук нижнего подъёма.
При его произнесении корень и спинка языка опускаются наиболее низко.
- Гласный звук Э – это звук среднего подъёма, но переднего ряда.
При его произнесении кончик языка переводится вперёд при небольшом
подъёме спинки.
При произнесении гласных звуков А, Э по сравнению с другими гласными отмечается уменьшение объёма глотки, повышение напряжения нёбной занавески. Эти звуки можно произносить при широко открытом рте, поэтому возможен визуальный контроль.
При активном массаже звуки А и Э произносятся на твёрдой атаке. При твёрдой атаке повышается нагрузка на мышцы мягкого нёба и задней стенки глотки.
Это способствует:
• устранению дистрофических явлений;
• происходит увеличение мышечного объёма и двигательной активности.
Массажное движение начинается от зубов, идёт по краям расщелины к мягкому нёбу, прикосновение к которому заканчивается произнесением гласного звука на твёрдой атаке. Мягкое нёбо толчкообразно направляется назад к задней стенке глотки. В последующем делается несколько толчкообразных движений по мягкому нёбу (2, 3, 4 раза) на фоне гласных звуков А, Э на твёрдой атаке. Затем гласные звуки чередуются: А-Э-А-Э.
Через 4-5 занятий переходят к длительному произнесению звуков А, Э.
Такие занятия, активный и пассивный массаж, проводятся по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день.
Вначале сегменты нёба остаются почти неподвижными. Затем происходит лёгкое подрагивание их.
По мере тренировок подвижность нёбной занавески нарастает и ребёнок сам может визуально наблюдать сокращение мышц.
Тренировке этих органов способствует имитация моделей из повседневной жизни.
- Имитация зевания.
- Имитация глоточного рефлекса.
- Имитация кашля.
- Имитация жевания и глотания.
Хорошо помогает сокращению этих групп мышц прикосновение холодным металлическим шпателем к мягкому нёбу или маленькому язычку. Также используется электростимуляция (вибромассаж) и электрофарез.
Подготовка артикуляционного аппарата.
Проводятся следующие упражнения.
• Высунуть язык.
• Убрать язык.
• Движения языком вправо, влево снаружи рта.
• Расслабить язык (широкий язык лежит на нижней губе).
• Напрячь язык (сделать узким).
• Дотянуться языком до носа, подбородка.
• Облизать губы (каждую по отдельности и по кругу).
• Погладить щёки изнутри (упираясь языком в щёки).
Можно использовать и другие упражнения.
Покусывание всей поверхности языка.
Пошлёпывание кончика языка шпателем.
Слизывание капель (например, киселя с ложки).
Почёсывание кончиком языка зубов (верхних и нижних).
Пересчитывание языком зубов, упираясь кончиком языка в каждый зуб.
Перекатывание круглой конфетки языком (если позволяет нёбо).
Прижимание кончиком языка конфеты к альвеолам.
У детей-ринолаликов часто бывает деформация верхней губы. При рубцовой деформации верхней губы проводится массаж. Рубцовую ткань необходимо размягчить (подвижность губы будет более активная). Уздечка верхней губы формируется тоже неправильно. Поэтому её надо растягивать.
Массаж направлен на:
• растягивание уздечки верхней губы;
• сглаживание, смягчение рубца.
Логопед, а затем ребёнок подводит большой палец под верхнюю губу в месте рубца. Сверху накладывает указательный палец и, несколько оттягивая губу вперёд, нажимая пальцами на рубец, разминает, растирает рубцовую ткань. Эти движения повторяются около 15 раз.
Кроме этого используется
- покусывание верхней губы нижними зубами,
- пощипывание, растирание рубца снаружи.
Проводятся эти упражнения 3-4 раза в день по 5 минут.
В дооперационном периоде проводится работа по воспитанию нижнего диафрагмального дыхания.
Нижнее диафрагмальное дыхание вырабатывается сначала лёжа. Рука находится на диафрагме. Ребёнок должен глубоко вдохнуть и плавно выдохнуть. Затем это тренируется сидя и стоя.
Эта работа проводится ежедневно 3 раза в день. Таких вдохов и выдохов ребёнок должен сделать 10-15.
Сначала вырабатывается диафрагмальное дыхание (вдох и выдох) через нос.
Затем вдох произвольный, а выдох обязательно через рот, зажимая крылья носа.
Это дыхание
- увеличивает объём лёгких,
- регулирует скорость выдоха,
- удлиняет ротовой выдох,
- уменьшает назальность.