Нина Ларикова
Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре с детьми и родителями старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Нина Ларикова
Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре с детьми и родителями старшей группы
Учитель – логопед Ларикова Н. А.
Инструктор по физической культуре Зубцова М. Б.
МКДОУ д/с 450 «Сибирская сказка» г. Новосибирска
Публикация «Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре с детьми и родителями старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2016
Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса.
Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях.
Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений.
Способствование вступлению детей в межличностный контакт.
Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.
Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.
Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой, а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.
Следующая базовая составляющая – движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног, но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка, мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.
Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи – это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием – он должен попеременно переставлять руки и ноги – формируется грамматический строй речи.
Нарушение, на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный ком - ребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гипер активных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по каким- то причинам «пропустил» наш ребенок.
Инструктор по физ. культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с занятиями по физической культуре, ведь основные движения таких занятий: ползание, шаг, бег, прыжки. Сегодня мы хотим представить такое коррекционную познавательную деятельность : на ней будут использованы и дыхательная гимнастика и самомассаж, гимнастика для мышц глаз и темпо – ритмические упражнения на развитие координации, эмоционального настроя, кроме того ползание, ходьба на четвереньках, шаг, бег, прыжки. Многие упражнения сопровождаются речью.
Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию (чего чаще всего нет у детей с речевыми нарушениями). Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь… встречайте!
Звучит музыка, дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор : Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она не обычная, на ней что-то написано, послушайте! «Здравствуйте ребята! Мы все в лесу слышали, что вы- умные, ловкие, смелые! Поэтому мы и решили вас пригласить на поиски клада, который спрятан в осеннем лесу. Только поторопитесь, а то лесные тропинки снегом занесет. Жители волшебного леса».
Вы согласны отправиться за кладом?
Дети: Да!
Логопед : Тогда давайте подготовимся к походу! Разомкнитесь на локти.
Солнце встало над опушкой, на щеках у нас веснушки (Здесь и далее выполняем действия по тексту. Поднять руки вверх) .
Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем (гладим щечки, касаемся их пальчиками) .
Солнце село на макушку (коснуться головы, мы пощиплем наши ушки. Тянем вверх, тянем вниз, солнце село за карниз (руки за голову) .
Наши плечи поднялись, вверх- вниз, вверх- вниз, прямо руки затряслись!
Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! Мы его опять надули, подержали так и сдули.
Сейчас ноги разомкнем, а потом в поход пойдем!
Раз - на пятку, на носок… покрутили - путь далек (2 раза на разные ноги). На носочках прыгнем смело, вам гулять не надоело?
А теперь пора в поход, лес уже давно зовет!
Инструктор : К походу готовы?
Дети: Да!
Инструктор : Для того чтобы узнать расстояние. Которое нужно пройти, надо прохлопать наши шаги. Упражнение «Парад».
Хлоп-счет 2-3-4
1-2 хлопка-3-4
1-2-3 хлопка-4
1-2-3-4хлопка.
Молодцы! Неизведанные дороги ждут нас! Заячьи тропы (носок, волчьи (пятка, медвежьи (боковая сторона ступни, хождение змейкой и по диагонали.
Логопед : Мы оказались в лесу! Посмотрите, как здесь красиво!
Гимнастика для глаз: Вдалеке порхает птичка, посмотрели на реснички. Слева - гриб, а справа кошка, поморгали мы немножко.
Посмотрели вдаль опять, можно даже помечтать…
Нам пора идти в поход, что за поворотом ждет?
(раздаем ленты)
Инструктор : А вот и река, чтобы через нее перебраться, хватаемся за веревку (в правую руку берем ленту, дети в кругу) .
Я хватаюсь за веревку - правой ловко, левой ловко (взмахи руками попеременно 8 раз) .
Перебрались через реку, но все вымокли и замерзли (дети показывают - дрожат, руками «сбрасывают» с себя воду (3 раза) .
Разминают руки: ладонь – кулак.
Логопед : Для того чтобы согреется, предлагаю напилить и нарубить дров. Упражнение «топор – пила» (дети одновременно показывают руками разные движения). Складываем ленты на середину, костер готов, садимся в круг.
Инструктор : Упражнение «костер».
«Жарко» (дети на ягодицах отодвигаются от костра)
«Руки замерзли» (протягивают руки к костру, шевелят пальцами) .
«Ой, какой большой костер!» (встают, машут руками)
«Искры полетели!» (хлопают в ладоши)
«Костер принес дружбу и веселье» (берутся за руки, идут по кругу) .
Инструктор : Согрелись у костра, идем дальше. Я вижу тоннель, нам нужно пройти через него, для этого делимся на две колонны.
Упражнение «Тоннель» - (дети в колонне широко расставляют ноги, первый ребенок проползает по-пластунски между ног детей и встает в конец, затем следующий и так до конца) .
Дети выстраиваются в одну шеренгу.
Логопед : По-моему перед нами гнездо дракона, а в нем яйца. Что же сейчас случится?
Дети: Вылупятся дракончики!
Логопед : упражнение «Яйцо» Делается в парах. Ребенок, сидящий впереди - птенчик - он медленно поднимает голову, расправляет крылья, медленно встает, вытягивается. Ребенок, сидящий за ним – скорлупа - он обхватывает птенчика руками и ногами пока тот сидит, а затем медленно поднимается вместе с ним и падает на землю, расставив руки и ноги. Выполняется 2 раза, меняясь друг с другом.
Вылупились наши драконы и научились дышать пламенем: глубокий вдох – надули животики - выдох (2-3 раза) .
Иструктор: Какой ветер поднялся! (раздается вой ветра). Подхватил нас, закружил и мы полетели… летим… все дальше и дальше (под плавную музыку дети красиво выполняют танцевальные движения врассыпную, раскрывается ширма и дети за нее прячутся) .
Логопед : Потерялись наши детки! Когда человек теряется в лесу.
Он кричит…
Родители : Ау!
Логопед : Вам, уважаемые родители, необходимо узнать своего ребенка по голосу. (Каждый ребенок за ширмой произносит «Ау!», если мама его узнает, он выходит) .
Инструктор : Очень хорошо, что все детки у нас нашлись, мы все во время похода очень подружились и поиграем сейчас вместе с родителями в игру «Ровным кругом». (Все идут по кругу, со словами: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг! Дружно вместе, стой на места, сделаем вот так!» Показывается ведущим движение, все его повторяют) .
Вот как мы все сдружились во время похода! Но мы забыли о самом главном! Наш клад!
Логопед : Наш клад - это наша дружба и мы ее сегодня нашли! Поэтому все вместе мы преодолели все трудности, а вкусное угощение сдружит нас еще больше (дети угощаются конфетами)