МААМ-картинки

Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии

Петрова Олеся Петровна
Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

Публикация «Коррекционная программа „Письмо с Удовольствием“ для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии» размещена в разделах

Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у детей 7-9 лет.

Цель программы : коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

Задачи программы :

• развивать слуховую дифференциацию фонем;

• актуализировать связь звука и буквы;

• развивать слогоритмическую структуру слов;

• уточнять и развивать пространственно-временные представления;

• развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;

коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;

• формировать и развивать связную выразительную речь;

• закреплять полученные навыки в письменных упражнениях;

• развивать мелкую ручную моторику;

• развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;

• развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

Особенности реализации программы :

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.

Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и педагога. Дети зачисляются на занятия по заявлению родителей.

С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.

Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 занятия в неделю.

Целевые группы: учащиеся 7- 9 лет со «смешанной» формой дисграфии обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Условия реализации программы : МОУ ЦПМСС детей г. Ростова

Результаты реализации программы :

К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;

• понимать условно-графические схемы звукового состава слова;

• проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;

• дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;

• уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

• узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

• правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

• уметь распространять предложения.

Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью:

• диагностического обследования устной и письменной речи на первичном и заключительном этапе реализации программы;

• отзывов родителей;

• успеваемости детей на занятиях в школе со слов родителей и педагога.

Структура программы

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

• комплексное взаимодействие анализаторов (И. П. Павлов);

• компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. Р. Лурия, С. С. Ляпидевский);

• поэтапное формирование умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).

При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л. Н. Ефименковой, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, Т. А. Ткаченко.

Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Программа рассчитана на 72 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

I этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

II этап. Коррекционный

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам

Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи :

• дифференциация звонких и глухих согласных;

• дифференциация твердых и мягких согласных;

• дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;

• дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

III этап. Диагностика (итоговая)

Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования программы. Предусматривает проведение проверочных работ:

• диктантов;

• индивидуальных заданий;

• работы с дидактическим материалом;

Методические рекомендации

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

• Каждый из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема, фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);

• Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.

Учебно-тематический план

№№ п/п Тема Количество часов

Iэтап. Диагностический 4

1 Обследование состояния звукопроизношения. Обследование зрительно-пространственных и моторных функций 1

2 Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи 1

3 Обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза 1

4 Обследование процесса чтения 1

IIэтап. Коррекционный

Раздел 1. Звукослоговой состав слов

10

1 Звуки ибуквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Путешествие в город «Веселой азбуки» 1

2 Гласные звуки и буквы 1

3 Согласные звуки и буквы 1

4 Слог. Слогообразующая роль гласного 1

5 Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) 2

6 Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) 2

7 Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 2

Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных 10

1 Гласные первого ряда. 1

2 Практическое усвоение гласных второго ряда 1

3 Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и 2

4 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова 1

5 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Перенос слов с мягким знаком в середине слова 1

6 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова 1

7 Разделительный мягкий знак. Фонематическое восприятие 1

8 Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и 1

9 Две функции разделительного мягкого знака. Перенос слов с разделительным мягким знаком 1

Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв 4

1

Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю 1

2 Дифференциация у– ю 1

3 Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё 1

4 Дифференциация ё – ю 1

Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв,

сходных по акустическим и артикуляционным признакам 30

1 Звук и буква п 1

2 Звук и буква б 1

3 Дифференциация звуков п –б 1

4 Звук и буква ф 1

5 Звук и буква в 1

6 Дифференциация звуков ф – в 1

7 Звук и буква к 1

8 Звук и буква г 1

9 Дифференциация звуков к –г 1

10 Дифференциация звуков к –г –х 1

11 Звук и буква т 1

12 Звук и буква д 1

13 Дифференциация звуков т –д 1

14 Звук и буква с 1

15 Звук и буква з 1

16 Дифференциация звуков с –з 1

17 Звук и буква ш 1

18 Звук и буква ж 1

19 Дифференциация звуков ш –ж, правило жи-ши. 1

20 Звук и буква ц 1

21 Дифференциация звуков с –ц 1

22 Звук и буква ч 1

23 Дифференциация звуков ть –ч 1

24 Дифференциация звуков ч –ц 1

25 Дифференциация звуков ч –щ, правило ча-ща. 1

26 Дифференциация звуков ш –щ 1

27 Звук и буква й 1

28 Дифференциация звуков ль –й –рь 1

29 Дифференциация звуков л –в 1

30 Дифференциация звуков л –р 1

Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв,

сходных по графическим и оптическим признакам 12

1 Дифференциация графически сходных букв о–а 2

2 Дифференциация графически сходных букв и –у 2

3 Дифференциация графически сходных букв п –т 2

4 Дифференциация графически сходных букв б –д 2

5 Дифференциация графически сходных букв л –м 2

6 Дифференциация графически сходных букв х–ж 2

IIIэтап. Итоговая диагностика 2

1 Обследование состояния устной речи 1

2 Обследование состояния письменной речи 1

Всего: 72

Список использованной литературы

• Выготский Л. С. Мышление и речь. - М, 1996.

• Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М, 1996.

• Ефименкова Л. К, Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.

• Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М, 1991.

• Ильина М. Н. Подготовка к школе. - СПб, 1995.

• Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -р., 1985.

• Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995.

• Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М, 1998.

• Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шехавской. - М, 2003.

• Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - М, 1990.

• Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М, 1990.

• Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб, 1995.

• Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб, 1994.

• Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М, 1995.

• Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М, 2007.

• Хватцев М. Е. Логопедия. - М, 1995.

• Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М, 1997.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-книжка из ткани «Играем и учимся с удовольствием»Дидактическая игра-книжка из ткани «Играем и учимся с удовольствием» Яркая книжка малышка. является неизменным спутником ребенка практически с момента его рождения. с помощью разнообразных картинок малыш все.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Конспект игры-занятия по развитию речи с использованием имен-признаков «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей выделять имена.

Консультация для родителей «Сидим дома с пользой и удовольствием» Вся семья дома! Казалось бы, что может быть лучше, не об этом ли мы мечтали? Но уклад жизни изменился – мы сидим дома! Самоизоляция стала.

Коррекционная ОД по СБО «Уроки доброго пожарного» для детей с нарушением зрения средней группыКоррекционная ОД по СБО «Уроки доброго пожарного» для детей с нарушением зрения средней группы Коррекционная ОД по СБО «Уроки доброго пожарного» для детей с нарушением зрения средней группы. Цель: формирование у дошкольников знаний.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная ОД по ориентировке в пространстве «Египетская пирамида» для детей с нарушением зрения подготовительной группыКоррекционная ОД по ориентировке в пространстве «Египетская пирамида» для детей с нарушением зрения подготовительной группы Коррекционное занятие по ориентировке в пространстве «Египетская пирамида» для детей с нарушением зрения подготовительной группы. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 23:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Олеся Петровна (УИ 3146093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД