Петрова Олеся Петровна
Коррекционная программа «Письмо с Удовольствием» для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.
Публикация «Коррекционная программа „Письмо с Удовольствием“ для детей 7–9 лет по устранению признаков смешанной дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.
При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.
В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.
Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у детей 7-9 лет.
Цель программы : коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи программы :
• развивать слуховую дифференциацию фонем;
• актуализировать связь звука и буквы;
• развивать слогоритмическую структуру слов;
• уточнять и развивать пространственно-временные представления;
• развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
• коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
• формировать и развивать связную выразительную речь;
• закреплять полученные навыки в письменных упражнениях;
• развивать мелкую ручную моторику;
• развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;
• развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.
Особенности реализации программы :
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.
Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и педагога. Дети зачисляются на занятия по заявлению родителей.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.
Срок обучения: 72 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 занятия в неделю.
Целевые группы: учащиеся 7- 9 лет со «смешанной» формой дисграфии обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Условия реализации программы : МОУ ЦПМСС детей г. Ростова
Результаты реализации программы :
К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
• понимать условно-графические схемы звукового состава слова;
• проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
• дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
• уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
• узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
• правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
• уметь распространять предложения.
Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью:
• диагностического обследования устной и письменной речи на первичном и заключительном этапе реализации программы;
• отзывов родителей;
• успеваемости детей на занятиях в школе со слов родителей и педагога.
Структура программы
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
• комплексное взаимодействие анализаторов (И. П. Павлов);
• компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, А. Р. Лурия, С. С. Ляпидевский);
• поэтапное формирование умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).
При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л. Н. Ефименковой, Л. Г. Парамоновой, И. Н. Садовниковой, Т. А. Ткаченко.
Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.
Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Программа рассчитана на 72 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
I этап. Диагностический
На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
II этап. Коррекционный
Раздел 1. Звукослоговой состав слов
Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.
Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных
Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;
Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.
Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).
Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв
Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.
Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам
Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи :
• дифференциация звонких и глухих согласных;
• дифференциация твердых и мягких согласных;
• дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
• дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам
Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
III этап. Диагностика (итоговая)
Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования программы. Предусматривает проведение проверочных работ:
• диктантов;
• индивидуальных заданий;
• работы с дидактическим материалом;
Методические рекомендации
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
• Каждый из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема, фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
• Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.
Учебно-тематический план
№№ п/п Тема Количество часов
Iэтап. Диагностический 4
1 Обследование состояния звукопроизношения. Обследование зрительно-пространственных и моторных функций 1
2 Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи 1
3 Обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза 1
4 Обследование процесса чтения 1
IIэтап. Коррекционный
Раздел 1. Звукослоговой состав слов
10
1 Звуки ибуквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Путешествие в город «Веселой азбуки» 1
2 Гласные звуки и буквы 1
3 Согласные звуки и буквы 1
4 Слог. Слогообразующая роль гласного 1
5 Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) 2
6 Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) 2
7 Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 2
Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных 10
1 Гласные первого ряда. 1
2 Практическое усвоение гласных второго ряда 1
3 Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и 2
4 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова 1
5 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Перенос слов с мягким знаком в середине слова 1
6 Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова 1
7 Разделительный мягкий знак. Фонематическое восприятие 1
8 Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и 1
9 Две функции разделительного мягкого знака. Перенос слов с разделительным мягким знаком 1
Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв 4
1
Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю 1
2 Дифференциация у– ю 1
3 Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё 1
4 Дифференциация ё – ю 1
Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв,
сходных по акустическим и артикуляционным признакам 30
1 Звук и буква п 1
2 Звук и буква б 1
3 Дифференциация звуков п –б 1
4 Звук и буква ф 1
5 Звук и буква в 1
6 Дифференциация звуков ф – в 1
7 Звук и буква к 1
8 Звук и буква г 1
9 Дифференциация звуков к –г 1
10 Дифференциация звуков к –г –х 1
11 Звук и буква т 1
12 Звук и буква д 1
13 Дифференциация звуков т –д 1
14 Звук и буква с 1
15 Звук и буква з 1
16 Дифференциация звуков с –з 1
17 Звук и буква ш 1
18 Звук и буква ж 1
19 Дифференциация звуков ш –ж, правило жи-ши. 1
20 Звук и буква ц 1
21 Дифференциация звуков с –ц 1
22 Звук и буква ч 1
23 Дифференциация звуков ть –ч 1
24 Дифференциация звуков ч –ц 1
25 Дифференциация звуков ч –щ, правило ча-ща. 1
26 Дифференциация звуков ш –щ 1
27 Звук и буква й 1
28 Дифференциация звуков ль –й –рь 1
29 Дифференциация звуков л –в 1
30 Дифференциация звуков л –р 1
Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв,
сходных по графическим и оптическим признакам 12
1 Дифференциация графически сходных букв о–а 2
2 Дифференциация графически сходных букв и –у 2
3 Дифференциация графически сходных букв п –т 2
4 Дифференциация графически сходных букв б –д 2
5 Дифференциация графически сходных букв л –м 2
6 Дифференциация графически сходных букв х–ж 2
IIIэтап. Итоговая диагностика 2
1 Обследование состояния устной речи 1
2 Обследование состояния письменной речи 1
Всего: 72
Список использованной литературы
• Выготский Л. С. Мышление и речь. - М, 1996.
• Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М, 1996.
• Ефименкова Л. К, Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М, 1991.
• Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М, 1991.
• Ильина М. Н. Подготовка к школе. - СПб, 1995.
• Каше Г. А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -р., 1985.
• Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб, 1995.
• Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М, 1998.
• Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шехавской. - М, 2003.
• Львов М. Р. Правописание в начальных классах. - М, 1990.
• Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М, 1990.
• Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб, 1995.
• Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб, 1994.
• Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М, 1995.
• Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие. - М, 2007.
• Хватцев М. Е. Логопедия. - М, 1995.
• Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М, 1997.