Наталья Прус
Коррекция слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством нейропсихологического подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок при переходе из условий детского сада в условия общеобразовательной школы меняет не только свой статус и вид учебного заведения, но социально-психологическую среду. Для успешной социально-психологической адаптации к школьной среде и развитию учебных навыков у ребё нка должна быть сформирована определенная психологическая зрелость таких компонентов ВПФ как: зрительный гнозис, зрительно-пространственный гнозис, кинестетический гнозис, квазипростанственные представления, фонематический слух, зрительная и зрительно-пространственная память; кинетический фактор, контроль и регуляция собственной психической деятельности. Согласно Д. Б. Эльконину, в старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память.
Публикация «Коррекция слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством нейропсихологического подхода» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Она входит в структуру практически любого вида психической деятельности, в том числе письма и чтения. Необходимым условием при овладении данными навыками является достаточно развитая слухоречевой памяти, которая является наименее изученной у детей с недоразвитием речи.
Так же мы считаем, что успешность ребёнка в школе зависит еще и от сформированности слухоречевой памяти. На неё ложится особая нагрузка. Память играет существенную роль в развитии мышления, организации и мотивов поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен уметь удержать в памяти определенный объем услышанной информации, которая далее им будет как-то использована. Незрелость слухоречевой функции может привести к возникновению трудностей в освоении школьной программы. Поэтому, одним из направлений психолого-педагогического воздействия при подготовке ребенка к школе, должно быть развитие объема и темпа запоминания слухоречевого материала.
Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью других психических функций. Л. С. Выготский считал, что память в раннем детстве – одна из центральных функций, в зависимости от которой и строятся все психические функции. Формирование памяти проходит путь от непроизвольного запоминания к произвольному. Непроизвольное запоминание базируется на восприятии, а произвольное – связано с мышлением. Произвольное запоминание – это осмысленное запоминание материала, с помощью вспомогательных операций. В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится использовать для запоминания логические связи, воображение, что приводит к развитию мышления.
У детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте процесс формирования слухоречевой памяти происходит значительно медленнее, чем у детей не имеющие речевые нарушения. Это проявляется в низком объеме памяти, слабости удержания речевых сигналов. Трудности при запоминании словесного материала, предъявляемого на слух, при возможности воспроизведения тех же стимулов, предъявляемых зрительно. Низкая прочность и точность запоминания, а именно многочисленные искажения звуковой и слоговой структуры слов, слогов, тенденции новых словообразований. При возрастании вербальной «нагрузки» в виде увеличения объема слухового материала, например, в заданиях требующих удержание последовательности показа частей тела, возникают ошибки правильного последовательного воспроизведения. Проявляется склонность к механическому бездумному заучиванию материала. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы, меняют последовательность действий. Дефицит слухоречевой памяти может приводить к нарушению понимания детей обращенной к нему речи, словесных инструкций.
Коррекционная работа при несформированности слухоречевой памяти у детей, имеющих общее недоразвитие речи, носит комплексный характер.
В своей работе мы используем нейропсихологический подход. Он позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности.
На начальном этапе коррекционной работы проводятся нейропсихологические пробы, которые позволяют рассмотреть проблему более комплексно.
В процессе работы на занятиях используются балансиры (балансируя, ребенок одновременно проговаривает скороговорку, нейроскакалки (координация движений, интерактивные столы, доски для межполушарного развития. Также включаются различные упражнения на развитие динамического (кинетического) праксиса («кулак-ребро-ладонь», кинестетического праксиса («Море волнуется раз…», межполушарного взаимодействия (рисование двумя руками, зрительного гнозиса («Найди букву» - ребенок отыскивает заданную букву среди остальных символов, пространственного восприятия (телесное пространство, внешнее пространство, конструирование, копирование, зрительной памяти, слухового восприятия, внимания, мышления.
Игры и упражнения используются в групповых и индивидуальных формах работы, включаются в ход коррекционного часа. На занятиях придерживаемся принципа от простого к сложному, сначала запоминание и выполнение простых инструкций, затем переходим к более сложным упражнениям.
С помощью специальных упражнений мы активизируем компенсаторные механизмы нервной системы.
Это упражнения для развития функций переработки слуховой информации и программирования и контроля.
1. «Города» (развитию звукового анализа способствует всем известная игра в города. Однако, по тем же правилам можно называть любые слова или слова заранее заданной тематической области. Например, стол – лук – кошка - арбуз).
2. «Звуковые ассоциации» (придумывание слов, начинающихся на определенный звук).
3. Игра в ассоциации с мячом (в этом варианте игры ребенку нужно распределять внимание между придумыванием слова и мячом).
4. «Рифмы» ( в этой игре ребенок должен ориентироваться на конец слова: носик – ротик и т. д.).
5. «Телефон»
6. «Считалки» (они способствуют развитию слухоречевой памяти. Это упражнение помогает выявить детей, которые плохо подхватывают ритмическую организацию стиха, что может быть симптомом слабости правополушарной стратегии переработки слуховой информации).
Упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти также используются в нашей работе.
Во-первых, это различные «Пиктограммы». После прочтения рассказа по лексической теме, чтобы его запомнить, дети зарисовывают каждый смысловой фрагмент, а потом воспроизводят его по своим рисункам. Также шифруем предложения, скороговорки, словосочетания на заданный звук. Ищем предметы по зашифрованным вербальным инструкциям. Использование на занятиях различных мнемотехник.
Во-вторых, используются игры А. В. Семенович типа «Магазин», где ребенок запоминает список продуктов, которые ему нужно купить в магазине.
Запоминание разных цепочек слогов, слов, ассоциаций, в количестве от 2 до 10. Восстановление пропущенных слов, исключение лишних слов, нахождение одинаковых пары слов.
Заучивание наизусть скороговорок, считалочек, пословиц, поговорок, стихотворений и текстов.
Считаем, что нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций. Опираясь на сильные стороны ребенка, мы развиваем слабые функции, которые в дальнейшем помогают выстроить правильную работу всей ЦНС.
В нашей работе, с помощью нейропсихологического подхода, мы выполняем задачи по формированию произвольной памяти, которая помогает осмыслено запоминать материал, подключая воображение.
Также, после коррекции дети начинают использовать сложные речевые конструкции при пересказе, составлении рассказа. Понимают смысл прочитанного стихотворения, метафор, пословиц и слов с переносным значением.
Полученные результаты после коррекции слухоречевой памяти позволят ребенку старшего дошкольного возраста успешно подготовиться к школе и справиться с речевыми нарушениями.