Берковская Наталья Владимировна
Коррекция СДВГ у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения.
В. Д. Вид, Н. Н. Заваденко, Ю. В. Попов отмечают, что наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения, гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений, импульсивность поведения [1].
Публикация «Коррекция СДВГ у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Старшая группа
- Темочки
Первым и основным компонентом синдрома является невнимательность. Дети не способны даже ненадолго удерживать внимание на деталях выполняемой деятельности. Из-за небрежности и легкомыслия они допускают много ошибок в заданиях и осуществляемой работе, не справляются с играми.
Гиперактивность проявляется в общей психомоторной расторможенности. Ребенок часто встает со своего места во время занятия или при других организационных моментах, когда нужно оставаться на месте, бесцельно бегает, крутится, стремится куда-то залезть вопреки требованиям дисциплины, не может тихо и спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
На этом фоне отмечается импульсивность в поведении. Дети, не дослушав вопрос, не задумываясь, выкрикивают первое, что приходит в голову. Большую трудность для них представляет ситуация, когда нужно дождаться своей
очереди. Их беспокойство тяготит окружающих, поскольку эти дети часто проявляют нетерпеливость, пристают, вмешиваются в чужие беседы и игры.
Коррекционная работа с дошкольниками с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должна проводиться комплексно. Основные задачи в работе с такими детьми – развитие внимания, снижение импульсивности и развитие коммуникативных навыков.
Ведущим методом коррекционного воздействия является игротерапия. Игротерапия, существенно сглаживая двигательное беспокойство и суетливость, позволяет контролировать действия детей и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проходящие под руководством взрослого. Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться в игровую ситуацию, сосредоточиваться на ней хотя бы на непродолжительное время. В случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как необходимый элемент игрового сюжета.
Игры для гиперактивных детей подразделяются на : 1. игры на развитие внимания, дифференцированные по задействованным ориентировочным анализаторам (зрительный, слуховой, вестибулярный, кожный, обонятельный, вкусовой, тактильный) и по отдельным компонентам внимания (фиксация, концентрация, удержание, переключение, распределение, объема); 2. игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости (не требующие напряжения активного внимания и допускающие проявления импульсивности); 3. игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности (позволяющие при этом быть невнимательным и подвижным) [2].
Таким образом, игротерапия имеет широкие возможности при коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста, существенно сглаживая их двигательное беспокойство, позволяя контролировать действия и поступки с помощью игрового сюжета.
Библиографический список
1. Михайличенко, Н. В. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей /Н. В. Михайличенко //Российский вестник перинаталогии и педиатрии. – 2001. – т. 46, №3. – С. 46-49.
2. Федоренко, Е. С. Ресурсы работы с гиперактивными детьми / Е. С. Федоренко // Народное образование. – 2009. – №7. – С. 189 -196.