Лучший педагог года

Мышление и речь. Влияние дидактических и развивающих игр на формирование произвольных психических процессов

Ольга Лобанова
Мышление и речь. Влияние дидактических и развивающих игр на формирование произвольных психических процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Человек обладает целым рядом уникальных функций: способностью мыслить, понимать и воспроизводить речь, запоминать информацию, воспринимать окружающую действительность и даже фантазировать. Совокупность психических функций, которые призваны управлять поведением и деятельностью человека понимается как интеллект. Интеллект и интеллектуальное нарушение мы связываем с мышлением, которое является основной функцией головного мозга располагающей в переднем отделе лобных долей. Принято полагать, что интеллект правит познавательной деятельностью или познанием.

Публикация «Мышление и речь, Влияние дидактических и развивающих игр на формирование произвольных психических процессов» размещена в разделах

Мышление, как познавательная деятельность, теснейшим образом связано с действием и направлено на познание человеком окружающего мира. Мышление является способом обработки информации, а также способом систематизации информации. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Мышление в собственном значении слова называется процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Мышление характеризуется тремя индивидуально-психологическими свойствами : системность, гибкость и самостоятельность. Индивидуально психологические свойства или характеристики мышления всегда имеют ярко выраженную индивидуальную окраску. Получается, что запомнив одну и ту же информацию и, восприняв ее, мы все получаем в голове разные системы знаний. И эта разница объясняется индивидуальной особенностью свойств мышления.

Существует такое понятие как интеллектуализация – это благотворное влияние мышления на другие психические процессы.

Безусловно, центральным познавательным процессом, которым называем интеллектуальным - является мышление. Его эффективность обусловлена, во - первых, состоянием эмоций, восприятием памяти. Эффективность мышления во многом определяет состояние речи. Мышление оказывает влияние на память и на восприятие, на эмоции и, безусловно, на речь.

В зависимости от новизны продукта, получаемого на основе мышления, его делят на:

• продуктивное - характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие (самостоятельное решение новых проблем)

• репродуктивное – характеризуется меньшей продуктивностью. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры (понимание нового материала, не требуя существенного преобразования).

Мышление бывает :

• аналитическим – характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку.

• интуитивным - характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало и вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Существует также пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным.

Ещё один познавательный процесс – это речь. Любое познание заканчивается речью, абсолютно любое. Потому что либо мы, разговариваем сами с собой, либо излагаем то, что знаем, другим.

Речь имеет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является и средством общения, и формой существования мысли, сознания. При этом данные функции формируются одна через другую и взаимодействуют одна в другой.

Через посредства языка и речи общество формирует мышление ребенка и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки своей мысли : формулируясь, мысль формируется.

Мышление всегда несколько опережает речь, а язык отстаёт от достигнутой ступени развития мышления. Когда новое знание формируется, оно ещё не может быть словесно оформленным. Это содержание мысли фиксируется в наглядных образах (воображаемых моделях, схемах и пр.)

Взаимопонимание между людьми посредством языка осуществляется довольно легко до тех пор, пока речь идет об объектах, которые мы видим, слышим, осязаем и т. д. Однако когда нужно выразить словами явления, содержание которых далеко отстоит от предметов нашего повседневного обихода, либо же когда нужно передать содержание своих интимных переживаний, то здесь могут возникнуть серьёзные затруднения. Ведь человек переживет всегда больше, чем может выразить словами.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь есть речь для себя, а внешняя речь – это речь для других.

Внутренняя речь не предшествует внешней и не воспроизводит ее в памяти, а представляет собой самостоятельное образование, возникающее примерно в семилетнем возрасте из эгоцентрической внешней речи ребенка. Эгоцентрическая речь ребенка представляет собой речь внутреннюю по психической функции и внешнюю по структуре.

Внешняя, устная речь в большинстве случаев является диалогической. Диалог всегда предполагает то или иное знание собеседниками сути дела, которое позволяет делать целый ряд сокращений, что создает в определенных ситуациях чисто предикативные суждения. Диалог предполагает всегда зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов и акустическое восприятие всей интонационной стороны речи. То и другое, вместе взятое, допускает понимание с полуслова, общение с помощью намеков.

Внутренняя речь не является просто речью про себя. Она, выполняя регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение.

Механизм речи содержит три принципиально разные звенья:

1) звено восприятия речи;

2) звено ее произнесения;

3) внутреннее звено.

Два первых звена имеют непосредственно связь с внешним миром, переводя речь в объективно существующий речевой продукт или принимая этот продукт. Производить речь человек может технически разными способами: обычная звуковая речь, письменная речь рукой, ногой, ртом, жестовая речь, путем прикосновения (как у слепоглухих). Соответственно существует множество восприятия речи.

Речь письменная. Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым. В ней всегда сохраняется элемент связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.

Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних ступенях ее формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являются предметом осознания в устной речи.

Письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры. Письменная речь используется не только для того, чтобы передать готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления.

Вся познавательная деятельность ребёнка связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте связано с практическими действиями ребёнка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет двумя путями :

1. от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому.

2. от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой.

Несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Вместе с тем у умственно отсталого ребёнка именно развитие познавательной деятельности претерпевает существенные нарушения, так как непосредственно связано с первичным дефектом. Без специально организованной, специфически построенной коррекционной работы у умственно отсталого ребёнка фактически не происходит развития мышления ни по первому, ни по второму пути.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период и существенно влияет на формирование произвольных психических процессов. Игра – один из основных инструментов развития детей. Именно в процессе игры ребенок начинает развивать свое воображение, способность мыслить, а также реализовывать свои идеи в конкретных проектах.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели :

- Обучающая, которую преследует взрослый и

- Игровая, ради которой действует ребёнок.

Обучение в этом возрасте, должно происходить исключительно в игровой форме, т. к. только игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов (внимания, памяти, мышления, а также в условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы, на первых этапах ознакомления с предметом, качеством, свойством научить ребёнка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж потом дать слово. Поэтому мы предлагаем ребёнку выбрать по образцу один из двух предметов, не говорим: «Дай шар» - а говорим: «Дай такой»- и показываем шар-образец, что заставляет ребёнка гораздо внимательнее смотреть на образец. Теперь взрослый более уверен, что слово «шар» окажется точно отнесенным к предмету, который он обозначает.

Существует большое разнообразие дидактических игр и развивающих игр (блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера) на развитие разных видов мышления. А также различные головоломки (танграм, колумбово яйцо и др.).

Ещё одним из интересных видов развивающих игр являются шахматы. У многих взрослых эта игра ассоциируется с самым ранним детством, когда дедушка или папа, а может быть мама или бабушка открывали перед Вами волшебный мир черных и белых фигур на особенной деревянной доске, расчерченной клетками.

Шахматы, как известно, относятся к спорту, несмотря на то, что этот вид деятельности не сопряжен с какими-либо мышечными усилиями (основанием для этого служит конечная цель шахматной игры – это выиграть партию, победить соперника, а эта задача – спортивная). И как ещё отмечал чемпион мира по шахматам Эмануил Ласкер, шахматы включают в себя элементы науки и искусства. Но нас как педагогов дошкольных учреждений, шахматы интересуют, прежде всего, со стороны игры, которая не только доставляет детям много радости и удовольствия, но и является действенным и эффективным средством их умственного развития.

Леонид Яковлевич Береславский - автор собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей считает, что дошкольников не обязательно учить читать и считать, а вот развивать их мышление необходимо. И тогда вожделенные умения придут сами собой и станут естественными, как дыхание.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Л. С. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Обучение шахматам детей старшего возраста – 5-7 лет также преследует многообразные цели. Это и формирование первоначальных знаний и умений шахматной игры с соблюдением всех её правил и тонкостей. В частности развития разных видов мышления (это и логического, и аналитического, интуитивного, самостоятельного принятия решения, умения предвидеть последствия своих действий.

Игра в шахматы развивает также наглядно - действенное мышление. Разбирая различные схемы игры, ребенок наглядно запоминает расположение фигур и возможные варианты ходов. Игра в шахматы развивает последовательное мышление и позволяет детям понять, что результат может быть предсказуем. В дальнейшем все эти качества, безусловно, важны для успешного развития малыша.

Говоря о шахматной игре в таком возрасте, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам, причем на уровне доступном ребенку.

Особого внимания в процессе обучения шахматами детей в возрасте 5-7 лет заслуживает развитие внутренней речи, т. е. способности действовать в уме. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления и является важнейшим показателем общего развития психики человека, т. к. мышление неразрывно связано с речью. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Целенаправленно эта способность в общеизвестных системах обучения не формируется, поэтому часто взрослые испытывают трудности в объяснении своих мыслей, им сложно перейти от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому и скорее это не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой и как говорится в известной поговорке: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Учитывая то, что развитие данной способности процесс медленный, длительный и заканчивается к 10 – 12 годам, необходимо заранее начинать закладывать фундамент мыслительной деятельности ребенка. Поэтому четко структурированное обучение детей основам шахматной игры является оптимальным средством, которое позволяет развить :

внутреннюю речь,

умение изъяснять свои мысли,

логично рассуждать, например, при решении различного рода задач.

Во время шахматных занятий дети начинают с непосредственного передвижения фигур на шахматной доске, далее переходят к передвижению их в уме. Сначала в уме делаются отдельные ходы, а затем и целые варианты шахматных партий.

Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю.

Публикации по теме:

Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством игр-занятий Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное.

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр» Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития.

Игры на развитие психических процессов — внимания и памяти в первой младшей группе Карточка №1 ЧТО КАТИТСЯ? Цель: развитие внимания, памяти и мышления. Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселое.

Консультация для родителей «Развиваем речь детей с помощью дидактических игр» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Консультация «Развиваем память, мышление, речь» Развиваем зрительное восприятие, внимание, память. Рекомендации для родителей В повседневной деятельности обращаем внимание детей на свойства.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Создание дидактических развивающих игр из бросового материала Видео Игра: "Разноцветные ленточки". Цель: развитие мелкой моторики, двигательных навыков, координированных движений. Формирование сенсорных.

Конспект занятия по развитию психических процессов «Транспорт» Тема. Транспорт. Цель. Развитие психических процессов Задачи: 1. развивать слухоречевую память; 2. учить детей классифицировать предметы;.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Возрастные особенности детей 4–5 лет: развитие психических процессов, игры Возрастные особенности детей 4 - 5 Развитие личности ребенка 4-5 лет. Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мышление и речь. Влияние дидактических и развивающих игр на формирование произвольных психических процессов
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 22:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мышление и речь. Влияние дидактических и развивающих игр на формирование произвольных психических процессов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лобанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД