людмила шештанова
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»
Тема: "Коррекция нарушений слоговой структуры слова
у детей с общим недоразвитием речи"
Подготовила учитель- логопед Шештанова Л. Р.
Публикация «Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
За время многолетней логопедической практики, работая с детьми, страдающими комбинированными речевыми патологиями, я столкнулась с тем, что помимо нарушений фонетики, лексики, грамматического строя речи, характерным для данной категории детей является нарушение слоговой структуры слова. В системе языка с тремя её составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место.
Как отмечает З. Е. Агранович, «…нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков)». То есть с одной стороны, это часть произносительной стороны речи, однако, из собственного опыта, могу сказать, что нарушения слоговой структуры слова более стойкие. Они плохо поддаются коррекции и удерживаются в речи детей с ОНР дольше, нежели недостатки произношения отдельных звуков.
А. К. Маркова констатирует, что у детей-алаликов неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков, причём, при непостоянстве замен и искажений, отличаются стойкостью.
С другой стороны, правильное произношение дошкольника не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Например, 5-летняя Алёна Ш. на обследовании чисто произносила все звуки речи. Но задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор слов, близких по звучанию (тук-так-ток; поток-моток-каток, слоговых рядов (ма-та-га; ба-па-ба, ку-ку-кю, слов со стечениями согласных (аквариум, транспорт, она выполнила с многочисленными ошибками.
Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия ребёнка запоздало и не соответствует возрастной норме, что, в свою очередь, отражается и на формировании слогового контура слова.
Слоговая структура, усвоенная после продолжительной коррекционной работы в изолированном виде, нередко искажается вновь при употреблении данного слова во фразе или в самостоятельной речи.
Известно, что отдельные слова связываются в предложении благодаря определённым грамматическим средствам – окончаниям, предлогам, союзам, которые в речевом потоке образуют безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под шкафом, из-под стола, со скамейки, в стакане). В указанных образованиях, где два, три согласных звука стоят рядом, их восприятие сильно затруднено.
По мнению Д. Б. Эльконина овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов, мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций. Отсюда можно сделать вывод: существует влияние формирования слоговой структуры на формирование грамматического строя языка.
Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. Существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошкольников (на это указывали Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др., поэтому слова с малознакомыми значениями чаще подвергаются искажениям на слоговом уровне, чем слова хорошо известные ребёнку.
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Какие нарушения в воспроизведении слогового состава слова можно обозначить?
1. Нарушение количества слогов :
- сокращение (пропуск) слога : моток – молоток;
- опускание слогообразующей гласной : пинино – пианино;
- увеличение числа слогов за счё т вставки гласных в стечения согласных: команата – комната.
2. Нарушение последовательности звуков или слогов в слове :
- перестановка слогов : деворе – дерево;
- перестановка звуков соседних слогов : гамазин – магазин.
3. Искажение структуры отдельного слога :
- сокращение стечений согласных: тук – стук;
- вставки согласных в слог : лимонт – лимон;
- пропуск отдельных согласных: аренье – варенье.
4. Уподобление слогов : тутуар – тротуар.
5. Персеверации (настойчивое воспроизведение, циклическое повторение) : билибилитекарь – библиотекарь; спуспуклись – спускались.
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : нананасы – ананасы; дод крышей – под крышей.
7. Контаминации (смешение элементов слов) : в холодильнице–в холодильнике и хлебнице.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина указывают на то, что «характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребёнка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребёнка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречается редко и имеют изменчивый характер. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечения согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер».
Систематически занимаясь выявлением детей с речевыми проблемами, уточняя диагноз наблюдаемой речевой патологии, одним из важных показателей дифференциальной диагностики считаю оценку нарушений слоговой структуры слова, если таковая имеется.
А. К. Маркова предлагает следующий лексический материал для обследования слоговой структуры слова (изолированные слова) :
4 года: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, тропинка.
5 лет: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
Предложения: Сестрёнка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
6 лет: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.
Предложения: Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрёстке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Согласно психолого-педагогической классификации, разработанной Р. Е. Левиной, существуют дефекты речи, следствием которых почти всегда является системное (затрагивающее все компоненты языковой системы) нарушение – общее недоразвитие речи.
К таким формам речевой патологии относятся моторная и сенсорная алалия, детская афазия, дизартрия, в том числе стёртая форма, заикание, открытая ринолалия. Прочие дефекты речи системными не являются и к общему недоразвитию речи не приводят, следовательно, слоговой контур слов в этих случаях не искажается. Подтверждение особого места нарушений слоговой структуры слова в комплексном обследовании детей с речевой патологией можно найти в работах Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко.
Т. А. Ткаченко подчёркивает, что в произношении детей с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи слоговой контур слова не искажается. Она утверждает, и я осмелюсь к ней присоединиться, что именно стойкое нарушение слоговой структуры слов у дошкольника старше четырёхлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребёнка.
О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка. А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом слова с мотивационной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием фонематического восприятия. Она же подтверждает, что усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок полноценного общения дошкольников, усвоения ими звукового анализа и грамоты, дальнейшего успешного обучения в школе.
Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи. Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, я пришла к заключению, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на их актуальность.
Я предположила, что если слоговые нарушения обусловлены состоянием фонематических процессов и артикуляционных возможностей (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, то на подготовительном коррекционной работы основное внимание я должна уделить формированию фонетико-фонематической базы, добиться определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. В основу коррекционной работы я положила систему формирования данных процессов, предложенную Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Знакомство дошкольника, особенно имеющего речевые патологии, с фонемой, сопряжено с большими трудностями. Именно поэтому необходимым и важным является принцип опоры на сохранные анализаторы.
Для этого я воспользовалась методами и приёмами знакомства с фонемой на основе зрительных символов, предложенных М. Ф. Фомичёвой в работе «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1989 год.
Звук – текучая нематериальная субстанция, неосязаемая для малыша, его нельзя попробовать, увидеть, лишь услышать. Но для наших детей именно это и является сложной задачей в силу возраста и особенностей речевого диагноза. Автор книги предлагает символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются, легко ассоциируются с соответствующими звуками родного языка.
Аналогичная методика предложена Т. А. Ткаченко в пособии «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте», в которой автор предлагает предмет-символ изображать синим (согласные звуки) или красным (гласные звуки) цветом, причём изображения, предлагаемые Т. А. Ткаченко более схематичны.
Нахожу данное методическое усовершенствование интересным, но опробовав методику обоих авторов, я пришла к выводу, что для детей 4-5 лет со сложной структурой речевого дефекта, более применима и понятна методика работы над фонетико-фонематическими процессами, предложенная М. Ф. Филичевой. Предложенные ею картинки-символы доступнее по визуальному восприятию для данной категории детей, они легче обыгрываются, нет привязки к цветовой индексации, которая усложняет восприятие и понимание символа, соотнесение его со звуком-аналогом.
Считаю, что методика Т. А. Ткаченко более успешна для детей с речевыми недостатками в подготовительной к школе группе или для детей 4-5 лет с незначительными речевыми нарушениями или с нормой речевого развития.
Комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша. Следуя принципу опоры на сохранные анализаторы, кроме проговаривания звука и его зрительного образа в виде определённого символа, добавляю моторную составляющую – движение.
Таким образом, проговаривая звук, наблюдая его зрительное изображение и выполняя определённые движения кистями и пальцами рук, малыши закрепляют устойчивый образ звука. Алгоритм этого комплексного воздействия отображён в приложении № 1.
Жестовая символика наложилась на зрительную естественно и органично в процессе поиска понятных и доступных детям приёмов, несущих игровой элемент. Продолжая работу в этом направлении, я пришла к выводу, что для уточнения артикуляционной характеристики того или иного звука можно использовать не только зеркало и ощущения положения собственных речевых органов, которые, кстати, работают весьма неточно у нашей категории детей, но и тактильно-кинестетические ощущения пальцев рук, которые очень наглядно моделируют движения артикуляционных органов.
Например, уточняя правильное произношение губных согласных звуков раннего онтогенеза, указательные пальчики детей показывают, как смыкаются их губы или, наоборот, открываются при пропевании гласных звуков. Причём логопеду очень легко наглядно, ощутимо показать ребёнку силу этой смычки в случае формирования губных согласных.
Соединяя ногтевые фаланги пальцев рук, мы с детьми изображаем положение зубов (сомкнуты, приоткрыты, образуют щель) во время прроизнесения того или иного звука (приложение № 2). Эти кинестетические ощущения малыши испытывают во время неоднократного произнесения изучаемого звука громко, тихо, шёпотом.
Кисть руки – движущийся «муляж» языка. На собственном «муляже» дети уточняют такие понятия как «кончик языка», «спинка языка», «задняя часть языка (корень)». Дети могут «погладить язычок по спинке, чтобы его успокоить», «потрогать» заднюю часть язычка, не боясь неприятных ощущений. Выгибая кисть руки дугой, мы моделируем подъём средней части спинки языка (при уточнении произношения свистящих звуков). Приподнимая запястье, изображаем «горку», подъём задней части языка (уточнение заднеязычных согласных) и т. п.
На подготовительном этапе работы совершенствуется артикуляционная моторика речевого аппарата, в индивидуальном порядке ведется коррекция произношения дефектных звуков.
Уточнение правильного произношения звуков в это время начинается с гласных звуков первого ряда, звука /и/ и йотированных гласных выполняющих важную функцию слогообразования. Начинается также изучение согласных звуков раннего онтогенеза и их мягких вариантов.
Крайне низкие возможности правильного звукопроизношения у детей на этом подготовительном этапе обучения ограничивают подбор лексики. По классификации А. К. Марковой это лишь слова 1-5 типов слоговых структур
В данной классификации А. К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества слогов и использовании разного типа слогов. Классификация А. К. Марковой представлена в практическом пособии Н. С. Четверушкиной «Слоговая структура слова», Москва, 2001 год. Весь речевой материал в пособии подобран в соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». Материал рассчитан на 2 года обучения.
Подготовительный этап работы, о котором велась речь ранее, необходимо пройти всем детям логопедической группы независимо от степени сложности речевого дефекта. На фронтальных занятиях продолжается профилактическая и специальная работа по формированию слоговой структуры слов с использованием лексических тем по годовому перспективному плану логопеда.
Дальнейшая основная работа по коррекции слоговой структуры слова проводится мною по системе Н. С. Четверушкиной с учётом речевых возможностей каждого дошкольника и характера нарушений слоговой структуры слова. Именно поэтому работу по её формированию целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
На основном этапе коррекционной работы в качестве вспомогательного средства продолжаю использовать зрительные символы звуков. Они необходимы для того, чтобы с опорой на наглядность расчленять на составные элементы различные звукокомплексы.
Например, звукокомплекс «фта», анализируем, разбивая на звуки («Какой 1-й мы произнесли?», «Назови 2-й звук» и т. п.). Выкладываем стечение звуков в виде следующих символов: «ёжик» - звук «ф», «молоток» - звук «т», «широко открытый рот» - звук «а».Звукокомплекс неоднократно прорабатывается, затем вводится в слова, словосочетания, в грамматические конструкции и т. д.
Необходимо тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры, даже если ребёнок не допускает в нём ошибок, т. к. классификация А. К. Марковой составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем любое многосложное слово может быть «разбито» для отработки с ребёнком на 2-3 и более простые и изученные слоговые структуры.
Характерной особенностью этого этапа является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с использованием различных грамматических категорий.
Очень важно в работе над слоговым составом слова уточнять, закреплять и расширять его значение.
Следующим этапом коррекционной работы является этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. На этом этапе предлагаются слова, словосочетания, стихи, скороговорки, тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно. Если произношение каких-либо звуков осталось дефектным, то приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется.
На заключительном этапе работы над слоговым составом слова предполагается, что ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова используются в самостоятельной речи :
- составление рассказов по опорным картинкам;
- описание предметов;
- придумывание начала или конца к рассказу;
- диалог на определённую тему;
- составление рассказов по картине, по серии картин и т. п.
С целью выявления успешности работы по коррекции слоговой структуры слова я провела сравнительное обследование детей на момент их зачисления в старшую логопедическую группу в сентябре 2018 года и по истечении годового курса коррекционной работы, т. е. в мае 2019 года.
Для сравнительного исследования я отобрала группу из 12 человек с диагнозом общее недоразвитие речи, из них у 2-х детей – эмоционально-волевая незрелость, 2 ребёнка с задержкой психического развития в анамнезе.
На момент первичного обследования (по классификации А. К. Марковой) полученные результаты были следующими (категория 1) :
Ряд 1: нарушения 4 типа (слова типа «мебель», «хомяк») – 1 ребёнок.
Ряд 2: нарушения 5 типа («банка», «ветка») – 1 ребёнок.
Ряд 3: нарушения 8 типа («комната», «ботинки») – 7 детей.
Ряд 4: нарушения 14 типа («черепаха», «велосипед») – 3 ребёнка.
Эти данные говорят о том, что 2 ребёнка имеют очень низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов, являющихся базой для формирования слоговой структуры слова. Это дети с 1 уровнем ОНР.
Нарушения 8 типа наблюдались у детей со 2 уровнем ОНР, 5 человек из 7-ми обследованных имели диагноз «дизартрия стёртой формы» в анамнезе.
Обследование подтверждает данные ряда исследователей о том, что нарушения слоговой структуры слова является признаком системного недоразвития речи.
Повторное обследование было сделано в конце учебного года (май, 2019). Результаты были следующими (категория 2) :
Ряд 1: нарушение слов 9 типа («таблетка», «матрёшка») – 2 человека.
Ряд 2: нарушение слов 10 типа – 3 человека.
Ряд 3: нарушения слов 13 типа – 2 человека.
Ряд 4: нарушения слов 14 типа – 2 человека.
Ряд 5: нет нарушений слоговой структуры – 3 человека.
.
Анализ полученных результатов показывает разную успешность детей в преодолении искажений слоговой структуры слов у детей. Несмотря на слабые речевые возможности детей ряда 1 и 2 на графике, они показали достаточную результативность для первого года обучения. Объясняю это хорошими компенсаторными возможностями.
Из 7 детей (категория 1, ряд 3) часть детей (3 человека) показали недостаточно высокие результаты, поднявшись лишь на 10 тип по классификации. Оставшиеся 4 ребёнка из этого числа достигли 13 и 14 типа слов.
Чем объяснить не столь высокие результаты? Почему дети, показавшие не самые плохие результаты, дали невысокую динамику? У детей этой группы незрелость эмоционально-волевой сферы, вялость протекания психических процессов, недостаточность компенсаторных возможностей явились преградой на пути к достижению более высоких результатов в процессе коррекционной работы.
Итак, какие выводы необходимо сделать из всего вышесказанного?
1. Коррекция нарушений слоговой структуры слова возможна при определённом уровне фонематического восприятия и произносительных навыков.
2. Существует влияние формирования слоговой структуры на формирование грамматического строя языка.
3. Структурные искажения слов связаны с их семантическими значениями, поэтому значение труднопроизносимого слова уточняется до начала работы с ним.
4. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к диагностике различных речевых нарушений.
5. Целесообразно разделить весь период обучения на четыре этапа: подготовительный (создание фонетико-фонематической базы); основной этап (формирование слоговой структуры слова); этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова, заключительный этап закрепления в различных видах связной речи.
6. Вся работа по формированию слоговой структуры слов ведётся с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.
7. При формировании слоговой структуры предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения. Этой патологии необходимо отвести особое место как при обследовании дошкольника, так и в процессе работы над формированием всех структурных компонентов речи. Только в этом случае можно добиться успеха и помочь ребёнку овладеть правильной речью и создать необходимые предпосылки для его успешного обучения в школе.