Алена Ефимовских
Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость»
Эрих Фромм
В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, который гласит о сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Публикация «Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии» размещена в разделах
Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности – игру.
В дошкольном образовании наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
МБДОУ №30 комбинированного вида является – детским садом с осуществлением физического и психического развития, коррекции нарушения речевого развития и оздоровления всех воспитанников. В нашем детском саду работают квалифицированные педагоги: воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, социальный работник, инструктор физического воспитания, музыкальные руководители. Работа специалистов в едином ключе позволяет осуществлять комплексное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.
Система сопровождения состоит из нескольких этапов:
1. Сбор информации о ребенке;
2. Анализ полученной информации;
3. Сосместная выработка рекомендаций;
4. Консультирование всех участников сопровождения;
5. Работа по решению проблем;
6. Анализ выполненных рекомендаций;
7. Дальнейший анализ развития ребенка.
Первые два этапа сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблемы.
Многие дети, поступающие в наш детский сад, имеют различные трудности, связанные с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении, поведении. Поэтому мы выстраиваем работу дошкольного учреждения таким образом, что каждый ребенок чувствует себя максимально комфортно в условиях образовательного учреждения и может реализовывать себя в различных видах детской деятельности, испытывая успешность и радость общения со сверстниками и взрослыми.
По результатам заключений ПМПК и наблюдений специалистов одной из актуальных проблем для нашего учреждения является проблема повышенной агрессивности у определенной части воспитанников. Детская агрессивность - это форма поведения ребенка, ведущая к причинению ущерба себе или окружающим и выражающая враждебность, и недоброжелательность ребенка. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными: возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, огромную роль играет воспитание в семье. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.
Одной из важнейших направлений коррекционной работы с агрессивными детьми – это снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения. Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Современная психолого-педагогическая наука в исследованиях М. Э. Вайнера, Л. С. Выготского, А. И. Захарова, Л. Костиной, А. С. Спиваковской, М. И. Чистяковой, Г. А. Широковой, Д. Б. Эльконина и др. рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного (отклоняющегося) поведения дошкольников. Приоритетность использования данного средства обусловлена базированием его на ведущей в данном возрасте деятельности – игре, которая, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. В практике применяют три формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого наставника (психолога, воспитателя, родителя) в игре: направленная (директивная, ненаправленная (недирективная) и смешанная игротерапия. Выбор той или иной формы зависит от конкретных особенностей проявления агрессивного поведения ребенка, которые могут быть решены именно этими средствами.
Реализация системы психолого-педагогической работы строится по трем направлениям:
1. Работа с семьей.
2. Работа с педагогами.
3. Работа ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
Важным направлением в психолого-педагогическом сопровождении является сотрудничество с родителями воспитанников. Специалисты, проводя коррекционно-развивающую работу с детьми по снижению агрессивности, предлагают свои рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком с целью снижения агрессивности. Для эффективного психолого-педагогического сопровождения мы учитываем индивидуальность каждой семьи и заполняем социальный паспорт семьи. Используем различные формы в работе с семьей: беседы, консультации на тему: «Родительские директивы, оценки и установки в общении с детьми», «Агрессивный ребенок», «Приемы контроля словесной агрессии детей»; родительские собрания и тренинги на тему: «Особенности проявления детской агрессии», «Что такое детская агрессия», «Как научить ребенка понимать слово - нельзя», «Почему ребенок становится агрессивным?»; так же проводим индивидуальное консультирование по данной проблеме. С 2012 года мы используем нетрадиционную форму работы с семьей- это родительский университет, главной целью которого является всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Следующим направлением работы является взаимодействие с педагогами по данной проблеме. Организованы методические семинары для коллектива по вопросам профилактики и коррекции агрессивного поведения, проведены ряд психологических тренингов, такие как «Азбука общения», «Мир эмоций». Разработаны памятки и буклеты по данной проблеме.
Проанализировав программы Крюковой С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь, Н. Ю Куражевой; «Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников» - Цветик- семицветик, я разработала комплекс игр по коррекции агрессивного поведения старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно».
Цель данного комплекса: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Определены следующие задачи :
1) Снижение уровня агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста;
2) Обучение дошкольников способам регуляции эмоционального поведения; 3) Обучение детей дошкольного возраста анализу своего внутреннего состояния;
4) Обучение детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
Главное средство использованное в комплексе это - средство игровой терапии. Игровая терапия призвана, не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить некие волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним. Игровая деятельность для ребенка является «ведущей», поэтому помощь ему именно в рамках игры будет наиболее подходящей и эффективной.
Данный комплекс предназначен для детей 5-6, 6-7 лет. Предполагает несколько этапов:
1-й этап – диагностический.
В обследовании принимали участие дети старшей группы, в возрасте от 5-6 лет, в составе 20 человек, из них 8 девочек и 12 мальчиков. Проявление агрессивности в этом возрасте во многом зависит от полоролевой идентификации (мальчики отличаются от девочек большей агрессивностью) 11 человек воспитываются в полных семьях, 9 детей живут в неполной семье. Диагностическое обследование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста проходило в сентябре 2015года (начало года) по 2017 год (конец года). Использовался метод наблюдения, проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой, диагностика развития социального интеллекта «Картинки» Смирнова, О. Е., Холмогорова, В. М. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.
Сравнив полученные результаты всех методик можно сделать вывод о том, что 15 % обследуемых детей старшего дошкольного возраста обладают низким уровнем агрессивности, а остальным 85 % присуще средний и высокий уровень агрессивного поведения. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить, или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева. Все это осуществляется в процессе проведения коррекционных занятий с детьми. Полученные результаты диагностики говорят о необходимости проведения с детьми данной группы специальной коррекционной работы по снижению уровня агрессивности.
2-й этап - практический.
Комплекс игр состоит из 12 занятий по 25–30 мин каждое. Занятия проводятся с одной группой один раз в неделю. Все занятия состоят из трех частей: вводная, основная, заключительная.
- В вводную часть включены приветствие, игры и упражнения, способствующие разогреву группы и настрою детей на занятие.
- Содержание основной части – знакомство детей с теоретическим материалом, игры и упражнения, психогимнастика, этюды, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
- Заключительная часть включает игры, направленные на сплочение группы, упражнения на релаксацию, итог занятие, прощание.
При реализации данного комплекса необходимо соблюдать условия проведения занятий:
1) принятие ребёнка таким, какой он есть;
2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс, продуктивную деятельность ребенка;
3) игра и продуктивная деятельность не комментируется взрослым;
4) в любой игре и рисуночной методике ребёнку предлагается возможность импровизации.
3-й этап – контрольный.
Контрольный этап предполагает следующие задачи:
1. Проанализировать возможные изменения в поведении детей по результатам наблюдения.
2. Провести повторную диагностику по данным методикам.
3. Провести анализ полученных результатов контрольной диагностики.
4. Сделать вывод об эффективности игротерапии, как средства коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ исходного (2015-2016 учебный год) и достигнутого уровней (2016-2017 учебный год) агрессивного поведения старших дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
- произошла положительная динамика снижения уровеня агрессии в поведении детей на 30%, дети овладели основами саморегуляции эмоций, поведения; дети стали более: доброжелательнее, дружелюбнее.
По результатам наших наблюдений у детей повысилась общая поведенческая активность. Дети стали более охотно вступать в конструктивные контакты со сверстниками, научились договариваться, а главное – без проявлений агрессии разрешать конфликтные ситуации. Все это подтверждает эффективность проделанной нами коррекционной работы. Разработанный мною комплекс занятий по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно» помогает детям стать менее агрессивным по отношению к другим и себе. Они учатся контролировать свои эмоции, в группе устанавливается эмоциональный комфорт.
Таким образом, выстроенная нами система комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением позволяет выявить агрессивность в поведении таких детей на ранних этапах и выбрать наиболее эффективную стратегию и тактику сопровождения ребенка с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников, что позволяет вовремя скорректировать проявления агрессивности в поведении ребенка.
Литература
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПБ, 2003.
2. Моргунова Т. Игротерапия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nvppl.ru/show_articles_186.htm
3. Морозова О. В., Чекашова Н. И. Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс].
4. Панфилова М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекция игры М. А. Панфилова – М. : Владос, 2000.
5. Сазонова Н. П., Новикова Н. В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. СПБ,2010.