Юлия Смольникова
Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1, 24 с. ].
Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированость нового восприятия мира, отсутствие знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным личностным конфликтам. Очевидно, не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, миром взрослых, самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит адекватно.
Публикация «Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдая агрессивное поведение детей в отношении сверстников я, воспитатель, перевожу их игру в направление, более мягкое и спокойное, ориентированное на создание позитивной игры. Помогая ребенку изменить восприятие ситуации в целом (с травмирующей и негативной) на более позитивную, при ходим к пониманию важности учета индивидуальных особенностей детей, их состояния в определенном режимном моменте.
Одним из основных приемов, используемых в работе с детьми, является нетрадиционное рисование, доставляющее детям множество положительных эмоций, раскрывающее новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Данный подход удивляет дошкольников своей непредсказуемостью, тем самым формирует интерес к деятельности, позволяет экспериментировать с различными материалами и повышает эмоциональное состояние воспитанника.
Нетрадиционные техники ценны тем, что дают возможность детям полнее выразить себя невербально, поскольку речевая система коммуникации развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку адекватно регулировать свои эмоции, вынося агрессию на бумагу, пробуждая фантазию. Рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях.
Для того, чтобы снизить уровень агрессии, ребенку необходимо предоставлять возможность выбора способа изображения его состояния. Дошкольник самостоятельно выбирает технику, посредством которой он изобразит свое негативное состояние. Дети любят использовать следующие техники нетрадиционного рисования : акварель и восковые мелки, рисование мятой бумагой, печать по трафарету, кляксография, пластилинография, разноцветный песок, пальчиковые краски.
Материалы без кисточки и карандаша расковывают ребенка, позволяют почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, что предоставляет ребенку возможность высказывать свои чувства на бумаге, не включая вербальную систему. Так, после того, как дети нарисуют свой гнев, происходит трансформация зрительного образа этого эмоционального состояния в позитивную сторону, тем самым формируется позитивный настрой на межличностные контакты со сверстниками.
Литература
1. Болдырева С. А., Рисунки детей дошкольного возраста. - Москва, 2005. – С. 25 – 2.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2001. - 352 с.
3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - Москва, 2005. –158 – 164 с.