Наталья Молчанова
О конвенции о правах ребенка
▼ Скачать +Заказ
Конвенция – международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.
Главная цель Конвенции о правах ребёнка (для СССР Конвенция ООН «О правах ребёнка» была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 года и вступила в силу 15 сентября 1990 года) состоит в максимальной защите интересов ребёнка. Её положения, по сути дела, сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Публикация «О конвенции о правах ребенка» размещена в разделах
Конвенция – это документ высокого социально- нравственного звучания. Она основана на признании ребёнка частью человечества, примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, его недискриминации по каким бы то ни было мотивам и признакам. Конвенция не только подчёркивает приоритет интересов детей над интересами общества, но специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.
Конвенция документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права, подчёркивая высокие требования и спрос за выполнение государствами провозглашённых прав, считает необходимым, чтобы каждое государство привело своё национальное законодательство в соответствие с этим международным актом. Определяя права детей по различным аспектам, она устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребёнка и наделяет его высокими полномочиями.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Авторитаризм в отношении к детям как со стороны родителей, так и педагогов, явление, пожалуй, наднациональное. Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на другой нравственно-правовой и педагогической основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребёнка в целом должны быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. Педагогика воспитания должна перерасти из педагогики требований в педагогику отношений личностей – равноправных субъектов права. Вместе с тем, необходимо добиться, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на :
• развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их полном объёме;
• воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе Организации Объединённых Наций;
• воспитание уважения к родителям ребёнка, к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
• подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
• воспитания уважения к окружающей природе.
Согласно Конвенции (ст. 42) все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.
Конвенция не является документом прямого действия. Она выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных для исполнения.
Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», и Законе «Об образовании». В них конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введён абсолютный запрет на ущемление прав ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Деятельность дошкольного учреждения регулируется Типовым положением, в соответствии с которым ребёнку гарантируются права на защиту, охрану здоровья, образование и развитие, как в детском саду, так и в семье.