Татьяна Скрягина
Консультация «Экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность дошкольников
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский
Темочки:
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагогов удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты. Такие опыты не требуют специального оборудования и дорогих материалов в ДОУ и дома. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности. Это позволяет им научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они необычные, захватывающие все внимание детей, а самое главное дети проделывают их сами. Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность и пытливость ума.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Л. С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Образовательные задачи
• Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
• Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
• Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
• Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
• Развитие мелкой моторики и координации движений.
• Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
• Развитие внимания и памяти.
• Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
• Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
• Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
• Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
• Воспитание усидчивости и аккуратности.
На этапе завершения дошкольного уровня образования, результатом успешной работы по организации опытно-экспериментальной деятельности, можно считать следующие показатели: устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельного экспериментирования, дома). Дети проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, задают и решают проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента высокий уровень детской самостоятельности, расширяется круг их интересов, дети инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.