Олеся Безызвестных
Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей«
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны
приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и
Публикация «Консультация „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей„» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
своевременно.
Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в
значительной мере зависит от достаточной речевой практики,
нормального социального и речевого окружения, от воспитания и
обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению,
родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости
часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на
самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное
познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию
образного мышления, обогащают речь детей.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное
богатство. Вес лые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички,
приговорки, потешки, прибаутки, перев ртыши, считалки, скороговорки,
дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт –
русский народ.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей
предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова,
восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют реб нка
прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их
напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у реб нка
развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается
положительное отношение к режимным моментам: умывание,
прич сыванию, при му пищи, одеванию, укладыванию спать.
• Утро с шутками, прибаутками!
От водички, от водицы
вс улыбками искрится!
От водички, от водицы веселей цветы и птицы!
Таня умывается, Солнцу улыбается!
• Во время приё ма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
• Знакомство с явлениями природы:
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вь т,
Вдоль по улице мет т.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать, не пройти.
Ребенок подрастает, и в его жизни появляются прибаутки и небылицы.
Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество
сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая вс ненужное. Отличие
небылиц от потешек и пестушек в том, что они не связаны с какими-либо
движениями, но в них присутствует какой-нибудь сказочный или
фантастический сюжет. Это картинки из жизни животных или короткие
сказочки, расширяющие познания ребенка об окружающем мире. Песенки-
небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и
фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении
мира. Небылицы предназначены для детей, уже имеющих достаточный
жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой
ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления,
фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш услышал
в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.
Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая вс с ног на голову,
реб нок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления,
фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Для взрослого это нелепицы, а для реб нка — смешные истории про то, чего
не бывает. Когда реб нок открывает для себя закономерности окружающего
мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через
игру позна т мир.
• На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
• Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
• Ого-го, сижу на рябинке,
Пасу животинку,
А та животинка за вороты ушла.
- А где вороты?
- Водой смыло.
- А где вода?
- Быки выпили.
- А где быки?
- В тростник ушли.
- А где тростник?
- Девки выломали.
- А где девки?
- За мужья ушли.
- А где мужья?
- В Казань ушли.
- А где Казань?
- Казань выгорела.
• Ах, случилась беда:
Загорелась вода.
Проходил стороной
Солдат отставной.
Отставной солдат Тарас
От пожара речку спас,
Огонь затушил,
Себе славу заслужил:
«Тарас седой
Тушил воду бородой!»
Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка
являются поговорки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут
научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить
умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им
яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и
объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения.
Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами.
После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием.
Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)
Сидеть, сложа руки. (Лениться.)
Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей
может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит
анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать
вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше
понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к
слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать
и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают
детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно
реб нку захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою
очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления,
фантазии, воображения. Как составить загадку. В первую очередь
необходимо выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке.
Это может быть животное, предмет быта или природное явление. Далее
подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное
или явление от других. Помогут специальные вопросы.
Какой он? На что похож?
Когда это происходит?
Каковы отличительные признаки этого животного?
Для чего это нужно или где используется? и т. д.
Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления
должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не
упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные загадки. Придумывая
стишок, учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей
пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в
дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки,
попробуйте вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого
возраста. На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть
очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза
такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже
развивают чувство юмора.
После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их разгадывать,
расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие
головоломки.
Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)
За чем вода в бутылке? (За стеклом.)
Ни для кого не секрет, какой огромной любовью пользуется у детей
сказка, с которой они встречаются, начиная с раннего возраста. Нет,
вероятно, ни одного ребенка, который без замирания сердца, без интереса,
воспринимал бы сказку. Сказка является произведением народного
искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Поэтому, знакомя с
русскими народными сказками, старайтесь донести до детей их богатое
содержание, насыщенность художественной речи языковыми средствами
выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими). И тогда
дети в повседневной жизни, в играх будут использовать в своей речи такие
выражения, как: «красна девица», «ясный сокол», «встань передо мной, как
лист перед травой». Это развивает и обогащает речь детей, способствует
развитию творчества. Сказка помогает вводить ребенка в некоторые
воображаемые ситуации, учит его сравнивать и сопоставлять поступки
сказочных персонажей, переживать вместе с героями, ставить себя на место
положительного и отрицательного героя, тем самым, давая возможность
выбора ребенку собственной позиции:
- «Докажи, что Аленушка лучше всех»;
- «Кого тебе жалко в этой сказке?»
- «Как бы ты поступил на месте волка?»;
- «Кто тебе больше всего понравился?» - подтверди словами из сказки.
Все это возбуждает творческую активность детей, заставляет делать
выводы.
Сказки играют огромную роль в нравственно-эстетическом воспитании
дошкольников. В них содержится правила общения людей друг с другом,
вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к
старшим. Читая и рассказывая сказки, вспомните с детьми пословицы,
подберите одну, которая подходить к данной сказке. Например, к сказке
«Морозко» : «Добро век не забудется», «Мир не без добрых людей»; к сказке
«Лисичка – сестричка и волк» : «Всякая птичка свою песенку поет», «Вор у
вора дубинку украл», «Попался на удочку» и т. д. Для ребенка сказки – это
его жизнь, они требуют от ребенка смекалки, умения устанавливать
взаимосвязь и взаимозависимость. При правильном подборе сказок, с учетом
возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности
произведения, сказки оказывают огромное воспитательное воздействие на
ребенка. Помогают с успехом решать задачи эстетического и нравственного
развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм
устного народного творчества – важнейшее условие своевременного
речевого, литературного, нравственного, художественного и
интеллектуального развития.