Наталья Смирнова
Консультация «Условия привлечения родителей к участию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.. Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Публикация «Консультация „Условия привлечения родителей к участию в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг - воспитать достойного гражданина своей страны.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Какие условия необходимы для привлечения родителей к участию в ДОУ?
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Главный момент в контексте «Семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания. Признавая приоритет семейного воспитания, надо стараться переходить к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» даёт определение «открытый» не стеснённый ни чем, выражающий прямоту; явный, не скрываемый, доступный для всех желающих; часто принимающий гостей; искренний, откровенный. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытость для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) и исследования новых качественных изменений соответствующих насущным потребностям детей, родителей, педагогов.
Реализовывая открытость ДОУ «внутрь», учебный процесс будет более свободным, и гибким. Необходимо вовлеклекать родителей в образовательный процесс детского сада.
Прежде всего не только знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, а демонстрируя им на открытых занятиях то чему учили детей и чему они научились.
В общении с родителями уходить от использования выражения типа: «ваш Данила», «ваш ребенок», чтобы не подчеркивать отстраненность от проблем воспитания. Чаще демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Мария Александровна, Даниил придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы сегодня играли». Ежедневно демонстрируйте каждому родителю свою работу, через интересы его ребенка. Объясняйте родителям, что они могут в любое удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить.
Поэтому встречаясь с родителями утром или вечером, старайтесь не оставлять родителей за дверью в раздевалке, приглашайте их в группу. Например: «Настя, покажи папе новый уголок «Здоровье».
Линия взаимодействия педагогов и родителей не должна оставаться неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. На родительском собрании давайте возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании. Взаимодействуя с родителями, имеющими сходные проблемы домашнего воспитания, использую в работе дифференцированный подход. (К примеру перед собранием определившись с темой дайте домашнее задание,а потом совместно найти пути преодоления данной проблемы.)
В работе с родителями иногда приходиться использовать линию воздействия на семью через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться с родителями. Дети часто берут домой свои работы, иногда дидактические игры, трафареты, рисунки, показывают родителям новые книги, игрушки, поделки которые можно изготовить со взрослыми. Дети всегда любят делиться новостями, родители не всегда умеют их выслушать, поэтому иногда лучше объяснять родителям, что ребенку это очень важно, поделиться полученными впечатлениями.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, необходимо соблюдать следующие условия.
1. Демократизация, т. е. распределение полномочий между всеми участниками образовательного процесса.
2. Гуманизация, т. е. переориентация учебного процесса на личность ребенка (выбор уровня образования, характера и формы его получения в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями).
3. Гуманитаризация образовательных программ, т. е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов, технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.
4. Дифференциация, мобильность, развитие, т. е. многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений
5. Открытость образования, т. е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).
6. Многоукладностъ образовательной системы, т. е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового вида.
7. Стандартизация, т. е. соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.
Работу с родителями можно строить, придерживаясь следующих этапов.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
-Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями подразделяются на
• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
• традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
• работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Т. В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Т. о. основными условиями, необходимыми для привлечения родителей к участию в ДОУ, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.