Алла Фролова
Взаимодействие ДОУ с семьей как средство привлечения родителей к сотрудничеству в адаптационный период ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями в ДОУ
«Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка как средство привлечения родителей к сотрудничеству и подведение к знанию и пониманию педагогических принципов во время адаптационного периода к условиям в ДОУ»
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей как средство привлечения родителей к сотрудничеству в адаптационный период ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
По свидетельству ученых ребенок первых лет жизни более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на мой взгляд, благополучный адаптационный период ребенка к условиям в ДОУ, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы группы с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Совместная работа с семьей по благополучному адаптационному периоду ребенка к условиям в ДОУ в группе «Гномики» строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
• В первую очередь я работаю над тем, чтобы условия к адаптации в ДОУ были приняты и мной и родителями.
• Знакомлю семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам адаптации, так же использую лучший опыт семейного воспитания.
• Немаловажным, на мой взгляд, является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагога и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Анализ практики работы с родителями первой младшей группы «Гномики» показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы адаптации ребенка к условиям в ДОУ, поэтому в условиях жизни в современном обществе необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие педагогом полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагога, детей и их родителей.
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). Очень важно объединить усилия педагога и родителей для того чтобы обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это, на мой взгляд, позволит не только наладить такой не простой процесс расставания ребёнка с привычным ему миром, но и будет способствовать развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.
Из опыта работы я поняла, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
• Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
• Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
• активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
• заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
• равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.
Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!
В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает.
Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют.
Я считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Эффективной формой для меня явилась поэтапная организация работы.
На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).
II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).
На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья ( выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок : тренинги, беседы).
IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь воспитанникам и их родителям социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога, врача и других специалистов по запросам).
V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).
На VI этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.
Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада.
Система взаимодействия с семьей складывается из различных форм работы. Все формы работы делятся на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.
Организую взаимодействие родителей :
• с группой родителей (родительские собрания, конференции, семинары, диспуты, круглые столы);
• подгруппой (заседание родительского комитета, встреча с активом группы);
• индивидуально.
Мероприятия с родителями провожу в тесном контакте с узкими специалистами, медицинскими работниками. Большой интерес родители выказали при проведении «круглого стола» по теме «Проблемы адаптации к условия ДОУ с точки зрения медицины». На данном мероприятии присутствовала фельдшер Княжевского сельского пункта Фролова Г. В., которая активно участвует в пропаганде здорового образа жизни ребенка в семье. При проведении «круглого стола» фельдшер рассказала родителям как протекает процесс адаптации маленького ребенка к условиям ДОУ с точки зрения медицины: какие процессы происходят в организме ребенка, как меняется его психологическое настроение, какие проблемы могут возникнуть, а какие проблемы можно предвидеть и предотвратить. На это мероприятие, которое проходило в музыкальном зале детского сада (родители были без детей, были приглашены не только родители детей, у которых на данный момент проходила адаптация к условиям ДОУ, но и родители будущих воспитанников, которые в скором времени должны были прийти в наше учреждение. Родители активно участвовали в проведении «круглого стола», задавали много вопросов, делились своим опытом в общении со своими детьми в период адаптации к условиям ДОУ. Данное мероприятие помогло выработать единые действия педагога и родителей в период адаптации ребенка, наладить контакт между мной и родителями, подготовить родителей будущих воспитанников к положительному настрою периода адаптации к условиям ДОУ.
По мнению родителей, такая форма работы интересна и полезна.
Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:
• познавательной – например, круглый стол, семинары-практикумы «Конверт откровений» и т. д.
• трудовой – например, участие в акции «Участок нашей мечты», благоустройство групп «Новоселье группы», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза» и др.
• досуговой – например, совместная встреча родителей и детей «День семьи» и т. д.
Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:
• повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
o повышение уровня педагогической грамотности;
o расширение педагогического кругозора;
o решение проблем воспитания и обучения детей.
• активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагога, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя более легкому протеканию адаптации к условиям ДОУ.
ИТОГИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОПРОСАХ ОСНАЩЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ЗА ПЕРИОД С 2011-2014 г.
Подводя итоги работы с родителями первой младшей группы «Гномики» по вопросам оснащения и обогащения предметно-развивающей среды группы «Гномики» наблюдаем положительную динамику участия родителей в жизни группы.
Сравнив показатели активности родителей первой младшей группы «Гномики» по вопросам оснащения и обогащения развивающей среды группы за 3 года (начиная с 011-2012 уч. года и заканчивая 2013-2014 уч. годом) приходим к выводу, что в 2011-2012 уч. году активность родителей была минимальна. Но уже в 2012-2013 г. активность родителей значительно возросла: родители проявили инициативу в покупке рассады цветов и посадке их, помогли сделать прекрасные и оригинальные клумбы, работали на участке вместе со своими детьми, что благоприятно отразилось на взаимодействии педагога-родителя-ребенка. Так же была значительно улучшена развивающая среда группы : папы помогали мастерить полки для экологического уголка и театрального, мамы шили костюмы для юных актеров, помогали в подготовке к праздникам. Родители воспитанника помогли в приобретении домика, который стал в нашей группе «уголком уединения». Все это укрепляло дальнейшее сотрудничество с родителями, создавало благоприятную эмоциональную атмосферу. В 2013-2014 уч. г. на территории прогулочного участка группы была построена деревянная беседка и деревянный домик для игр детей, так же на территории участка было проведено электричество, для того чтобы дети могли комфортно гулять во время вечерних прогулок осенне-зимнего период