Наталья Толочко
Консультация для родителей «Условия позитивного воспитания детей 6–8 лет в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Практика показывает, что каждому этапу дошкольного детства присуще свои новообразования и личностные характеристики. Не является исследованием и старший дошкольный возраст: происходят изменения в эмоционально-волевой, нравственной, мотивационной и интеллектуальной сферах психики ребенка.
Мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения к шести – семи годам, становится более осознанным отношение к окружающему миру, себе и своим поступкам, появляются новые группы мотивов и их соподчинение.
Публикация «Консультация для родителей „Условия позитивного воспитания детей 6–8 лет в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Старший дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для формирования психологических механизмов и качеств личности ребенка. Это происходит на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних положительных реакций, а затем – в форме демонстрируемых качеств личности. При этом фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы поведения и потребности складываются и закрепляются у старшего дошкольника в условиях сложного взаимодействия многих фактов: сознания и бессознательного, генотипа и социальной среды, подражания и научения, и других. Поэтому, рассматривать условия позитивного воспитания детей в семье следует с учетом имеющихся исследований по проблеме движущих сил процесса развития личности.
Идеалом воспитания, как отмечала Т. А. Куликова, является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств и качеств личности, в формировании способов поведения и деятельности. Однако, именно семья принимает на себя основной труд, обеспечивая определенный уровень развития ребенка как первая воспитательная среда в его жизни.
Семейное воспитание – это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и знакомых людей. Для родителей и других членов семьи – это повседневный и кропотливый труд по созиданию личности растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл. При этом позитивное воспитание ребенка подразумевает формирование личности с высокими показателями развития, достижение положительных результатов.
Наиболее важной задачей семейного воспитания является формирование личности ребенка, так как дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева, представляет собой период первоначального фактического складывания личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. При этом стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
Для развития у малыша позитивного образа «Я» значимыми выступают чувства гордости и собственного достоинства, становление которых зависит от условий жизни и семейного воспитания. Если поддержать достоинства ребенка и укреплять его мнение о себе и своих поступках, то самооценка будет сформирована адекватной, а не завышенной или заниженной. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Включение детей в бытовую и трудовую деятельность семьи не только служит реальной основой для укрепления чувства уважения к себе, но и закладывает первые «кирпичики» трудолюбия и самостоятельности. Дальнейшее развитие этих нравственных качеств будет зависеть и от атмосферы, и от трудовых традиций семьи.
Еще одна из задач современной семьи, ведущая к достижению позитивных результатов, формирование положительных привычек поведения и ценных нравственных качеств (дисциплинированности, честности, доброты и т. д.).
К важнейшим принципам позитивного семейного воспитания можно отнести : принцип целенаправленности, научности, гуманизма и уважения к личности ребенка; планомерности, последовательности и непрерывности воспитания; согласованности, комплексности и систематичности.
И так, позитивное воспитание ребенка дошкольного возраста является деятельностью, органично вплетенной в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди близких людей и
подразумевающей достижения высоких показателей разностороннего развития. Важными критериями эффективности воспитания выступают сформированность дошкольника самостоятельности, положительных привычек поведения, эмоциональной отзывчивости, нравственной позиции и морально-волевых качеств личности. Для этого родители должны придерживаться определенных педагогических принципов, помогающих правильно выстраивать тактику их деятельности.
В современных психолого-педагогических исследованиях рассматривается не мало общественных явлений, которые сфокусированы практически все основные аспекты человеческой жизнедеятельности. Одним из таких явлений, отражающих прошлое, настоящее и будущее человека, выступает семья как ячейка общества.
Именно семья как социальный институт воспитания составляет ту первую группу, в которую попадает индивид сразу после своего рождения. Она первый скульптор, который начинает «лепить» из новорожденного человеческую личность, намечает первые и основные контуры будущего человека. Каждый последующий воспитатель, как подчеркивал Ж. Ж. Руссо, оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Следовательно, уникальность семейного воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.
Стойкость и действенность семейного воспитания определяется еще два фактора:
- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца и других членов семьи самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день;
- наличие объективных возможностей для включения детей во все виды
деятельности семьи, в том числе в бытовую, хозяйственную, досуговую или воспитательную.
Семья является фактором развития личности ребенка еще потому, что является организатором различных видов деятельности детей : предметной, игровой, познавательной, трудовой, учебной и общения. Первоначально родители действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. По мере взросления, овладения отдельными действиями, предоставляется возможность организовать совместно -–разделенную со взрослым, а затем и самостоятельную деятельность. При этом следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать его возможностям.
Таким образом, семья является единственной и первичной средой развития ребенка, в которой закладываются основы его личности. Особую значимость и приоритетность семейного воспитания обеспечивает его глубоко эмоциональный и интимный характер: длительность и постоянство, а также непреднамеренность воздействий родителей на поведение и психику ребенка. Домашнее воспитание всегда конкретно, индивидуально и персонализировано, благодаря этому выступает основной формирования социально-психологических новообразований в структуре личности ребенка. Однако, его эффективность обусловлена влиянием особенностей, присущих каждой семье. Поэтому необходимо учитывать типологию современной семьи и общие условия позитивного воспитания детей.
По своему составу семьи могут быть полные и неполные в силу различных причин. Полной считается семья, в которой есть оба родителя и дети, а в неполной семье один из родителей отсутствует. К неполным семьям также можно отнести материнские, или небрачные семьи, для которых характерно наличие незамужней матери, воспитывающей ребенка. При этом возраст матери может быть 15-16 лет или зрелый (около 40 лет и выше). В обоих случаях неполной семьи воспитание и развитие ребенка затрудняется материальными причинами.
По количеству детей семьи бывают однодетными и многодетными; условия жизни и материальные, и социо-культурные, в них различаются по многим параметрам, диктующие свои особенности семейного воспитания.
Исходя из числа поколений, присущих данной семье, можно выделить еще два типа: простая (нуклеарная) и сложная (патриархальная) семья.
Есть семьи формально – благополучные, когда кажутся со стороны, внешне, крепкими и сплоченными, а по своей внутренней сути являются псевдосолидарными, раздираемыми противоречиями и конфликтами. В таких семьях неуютно всем, нет уважения, доверия и заботы друг о друге, но более всего страдают дети с их хрупкой психикой и большой впечатлительностью.
Кроме того, в последние десятилетия в России, появились семьи, где родители озабочены не воспитанием детей, а карьерой и «добычей денежных средств». В таких семьях дети не желанны, заброшены и отодвинуты на предпоследнее место, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.
Таким образом, каждая семьи обладает различным воспитательным потенциалом, определяющие особенности воспитания ребенка в каждом конкретном случае. Наиболее благоприятные для развития и воспитания ребенка являются зрелые, гармоничные семьи. В независимости других условий жизнедеятельности, в таких семьях складывается более благополучный психологический микроклимат, необходимой для успешного и полноценного развития ребенка. Однако, не только тип семьи имеет значение для позитивного воспитания ребенка. Существует также ряд общих условий, определяющих динамику и конечный результат развития.
Важными условиями нормального воспитания детей в семье, как показали исследования являются:
- любовь и взаимное уважение родителей друг к другу, и к ребенку,
- стремление к согласию и единые требования по отношению к ребенку,
- тесный психо-эмоциональный контакт и доверие к ребенку,
- поведение родителей, в равной мере дающие чувства защищенности и надежности, а также требовательность,
- гибкость и открытость воспитательных методов родителей, их способность применять эти методы, считаясь с личность ребенка.
Важным условием позитивного воспитания детей в семье является также пониманием, направленное на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Лучше родителей сделать это не может никто, ибо они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроения, создают условия для раскрытия его индивидуальности и по возможности быстро реагируют на детские проблемы. Однако не следует забывать, что механизм понимания обусловлен конкретными особенностями семьи и всей атмосферой родительского дома. Если понимание между членами семьи отсутствует, то создается негативная обстановка для развития ребенка и качеств его личности. Неблагоприятный психологический микроклимат, присущий семье, может снизить весь педагогический эффект от воспитательных воздействий.