Наталья Репш
Консультация учителя-логопеда «Готов ли ваш ребенок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
(Опросник)
Готовность к школе, это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
Публикация «Консультация учителя-логопеда „Готов ли ваш ребенок к школе?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности:
- общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки;
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
-произвольной регуляцией деятельности и поведения;
- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
- речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи,
-связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость
-представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе:
- складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера;
– а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.
Основные показатели готовности ребенка к школе
Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения.
1. Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию.
Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию.
Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.
2. Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата.
Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.
3. Третьим свидетельством готовности к школе считается умение признать ошибку и самостоятельно исправить ее.
4. Наконец, четвертым доказательством является умение сосредоточиться. Если малыш не может сфокусировать свое внимание даже на несколько минут, пожалуй, идти в первый класс ему рано.
Кроме того, ученик должен уметь находить контакт со своими сверстниками, чувствовать коллектив, действовать сообща ему на пользу. Без этих навыков первокласснику придется сложно. Впрочем, эти навыки у детей формируются довольно быстро.
Опросник «Готов ли ваш ребенок к школе»
1. Знает ли он свое полное имя? Фамилию?
2. Знает ли он свой возраст, число, месяц и год рождения?
3. Знает ли он свой домашний адрес?
4. Знает ли он имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек, их профессии, пользу от их труда?
5. Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
6. Что знает о школе, о труде учителя?
7. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение, чем возможность больше узнать и многому научиться?
8. Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
9. Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
10. Способен ли ваш ребенок хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону?
11. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
12. Всегда ли убирает игрушки и личные вещи на место?
13. Умеет ли считать до 20 и обратно?
14. Может ли сравнивать числа и предметы?
15. Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
16. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?
17. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья?
18. Может ли обобщать предметы и явления по существенным признакам (овощи, фрукты, посуда, игрушка, транспорт, одежда, обувь?
19. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»?
20. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
21. Знает ли все буквы?
22. Умеет ли печатными буквами писать свое имя и фамилию?
23. Декламирует стихи и рассказывает сказки с трудом и без всякого удовольствия.
24. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
25. Умеет ли печатными буквами писать свое имя и фамилию?
26. Знает ли последовательность частей суток, их характерные особенности?
27. Называет ли последовательно дни недели?
28. Умеет ли ориентироваться в пространстве:
- относительно себя;
_относительно заданного объекта;
- на листе бумаги.
29. Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
30. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
31. Может ли ваш ребенок собрать картинку, разрезанную на несколько частей?
32. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»?
33. Умеет ли передать содержание услышанного рассказа?