Ольга Ларина
Консультация «Участие в конкурсном движении в рамках работы с одаренными детьми и (или) детьми, проявляющими способности»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из ведущих направлений в развитии нашего образовательного учреждения является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, формирование разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей. Достигается это посредством инновационных факторов, одним из которых является конкурсное движение. Участие в конкурсах направлено на выявление и поддержку творчески работающих педагогов, повышение престижа и статуса педагога в обществе, повышение открытости образования, распространение педагогического опыта.
Публикация «Консультация „Участие в конкурсном движении в рамках работы с одаренными детьми и (или) детьми, проявляющими способности“» размещена в разделах
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей дошкольного образования. Система конкурсного движения решает несколько главных задач: выявляет лучших педагогов; оценивает профессионализм участников; создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные вопросы в образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.
Одной из приоритетной задачи является развитие способностей и одаренности личности ребенка. Одарённые и талантливые дети – это потенциал любой страны! Поэтому перед системой образования стоят новые задачи в области выявления и развития одарённых детей. Одарённые дети – кто они? Непохожие на других, творческие, успешные в учебе, а может быть обычные дети. Как выявить одарённых детей, какого ребенка считать одарённым – такие вопросы возникают у каждого педагога. В характеристику познавательных возможностей входит: способности, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. У каждого человека интеллектуальные способности развиты в разной степени, любой человек может развить в себе любой тип интеллекта, которые могут взаимодействовать между собой. Одарённость – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видов деятельности. Но необходимо помнить, что одарённый ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению многих исследователей, одарё нный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, невнимательность, озорничество, своенравие. И если найти правильный подход к таким детям, то можно достичь и в развитии их способностей больших успехов. Одарённые дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в различных конкурсах. Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Необходимо хвалить детей, даже за самые незначительные достижения. Похвала – витамин роста. Одарённый человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе внимания. Поэтому, необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду! Организация конкурсного движения является одной из составляющих в системе поддержки одарённых детей.
Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в ДОУ является серьезной поддержкой для творчески одарённых детей. Конкурсы должны быть разнообразными по видам деятельности. Это могут конкурсы фотографий и детского рисунка, конкурсы ручных поделок, спортивные соревнования, театрализованные конкурсы. В настоящее время актуальны современные конкурсы, связанные с цифровыми технологиями.
Конкурс – это не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса : ребенок, родитель и педагог. Конкурс – это эффективный метод взаимодействия всех сторон образовательного процесса. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к конкурсам серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки. Поэтому, воспитатель должен оказать помощь семье: помочь подготовиться к успешному участию в конкурсе, проконсультировать родителей по созданию условий конкурса, мотивировать ребенка на уверенность в своих силах, в победе.
Участие в конкурсах дает возможность воспитаннику проявить свои способности, почувствовать себя талантливым и необыкновенным. Они позволяют продолжить образовательный процесс образовательный процесс и расширить его таким образом, чтобы развитие получили не только сами участники, но и родители и педагоги. Каждый из детей талантлив по-своему, и задача родителей и педагогов этот талант обнаружить и развить.
Таким образом, через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимый в рамках конкурсов, педагог повышает свой личностный и профессиональный уровень. А также решается важная задача по воспитанию пока еще маленькой личности, но активной и творческой! Потому что, благодаря участию в конкурсах у детей формируется активность, инициативность, самостоятельность. Проявляются творческие способности и одаренности.