Лихова Лиана Нигматзяновна
Консультация «Сюжетно-ролевая игра в среднем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает основное место в жизнедеятельности детей. У них возникает стремление не просто играть, а играть ту или иную роль. Приняв на эту роль, на себя, ребенок ведет себя в согласовании с правилами, каковые она налагает на него. Темой игры теперь становится не предмет, а отношения между детьми. Предметное содержание роли требует исполнения игровых обязанностей (например, «воспитатель» обучает детей вытирать руки, застилать постель; кормит их обедом, читает им книги); это выражает целостность предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет может научить помочь подчиняться правилам: изобразив себя водителем, ребенок по сигналу светофора должен двигаться в путь; или, например, вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера разыскивает место для посадки на аэродроме.
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра в среднем возрасте“» размещена в разделах
Ученые рекомендуют для развития хорошей сюжетно-ролевой игры одновременно осуществлять игры с правилами, побуждающие их детей к самостоятельным действиям.
Игры с инструкциями обучают детей изобретать новые игры, прививают творческое отношение к игре в целом.
В данном возрасте ребенок становится наиболее инициативным и овладевает самостоятельными навыками игры. В связи с этим изменяются и позиции воспитателя и ребенка в игре: педагог начинает активнее использовать формы непрямого управления детской игрой, предоставляя ребенку право поступать более самостоятельно, подбадривая его деятельность. Предположим, в развернутой по инициативе детей игре «Магазин» педагог подает им пример обогащения сюжета новыми линиями («Приехала машина с мебелью - что нужно делать?»).
В процессе создания игровой деятельности детей воспитатель должен стремится привлечь их внимание к разнообразным предметам, которые смогут быть применены в этой игре в качестве заместителей. Для этого надо наполнять специально выделенные для этого шкафы, отдельные ящики подходящим материалом; при уборке группы не выкидывать детали игрушек и иные предметы, которые могли бы найти применение в качестве запасных средств, привлекать к участию детей для отбора разнообразных подручных материалов. Кроме того дети средней группы могут производить, под руководством взрослого, нужные игрушки и атрибуты для игр. Ребята станут тем более стараться, если сделают поделки специально для игры и сразу смогут пустить их в ход. Например, кедровые шишки могут стать тарами для бензина, коробки - автозаправочной станцией.
Значимость взрослого в играх детей данного возраста определена не только чисто «техническими» средствами; педагогическое влияние на игровую деятельность ребят в значительной степени формируется личностью самого воспитателя. Вызвать интерес детей к игре сможет только тот педагог, который не только «всколыхнёт» их эмоции, обладая теорией и практикой игры, но и считается прямо-таки неравнодушным человеком. Воспитатель не сможет стоять в стороне от играющих в ролевые игры малышей; ему необходимо уметь следить за игрой для того, чтобы в нужное время подарить ей новую жизнь, новое направление.
В детской игре воспитатель считается партнером-координатором: он предложит, что делать в тупиковой ситуации (если на станции собрались неразгруженные вагоны, то их следует выгрузить, а товар отправить в магазин, привезти в детский сад или магазин).
Воспитатель, смотрящий детскую игру, не должен вмешиваться в нее, без надобности, так же как и вмешиваться в детские отношения. Если видно, что игра закончится не скоро, надлежит тактично, авторитетно и заблаговременно оповестить детей о том, что нужно сделать перерыв в игре или остановить ее до следующего раза; при этом они должны иметь право на определенное время оставит на месте свои постройки.
Бывает, воспитатель тратит много времени на оборудование игрового уголка, выдает различные игровые материалы, а дети, слегка заинтересовавшись новыми игрушками, бросают их; игра стремительно затухает. Случается это по разным причинам. Вполне вероятно, дети не смогли разделить между собой роли, условиться, как станут играть, что каждый будет делать; может быть, игра не развивается потому, что дети не знают назначения некоторых предметов, не могут ими пользоваться. Воспитатель должен в таком случае тщательно приготовиться к общению с детьми: прочить им интересную, познавательную книгу, поиграть с ними в различные сюжеты и т. д.
В свою очередь хорошим эффективным средством для развертывания сюжета считаются игры - упражнения, в которых у детей складывается умение сочинять истории и сказки. Такие упражнения будят воображение, развивают речь и учат первоначальным знаниям сюжетосложения.
Педагог вынужден учиться управлять индивидуальным игровым развитием ребенка: прослеживать проигрываемые в течение учебного года роли; предоставлять право выбора наиболее близких и интересных ему ролей; приветствовать любую попытку ребенка изучать новую для себя роль. Следует замечать достижения в ролевом поведении и взаимодействии, а также в умении обустраивать пространство и подбирать атрибуты для игры.