Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как особое пространство развития ребенка»

Шарина Дарья Владимировна
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как особое пространство развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Для чего человеку дано детство? Известно, что жизнь его коротка и ничего лишнего, ненужного в ней не может быть. Так почему же четверть нашей жизни занимает детство? - Каков его смысл? Первый и самый простой ответ - биологическое созревание. И это действительно так. Но в данном случае наше детство было бы столь же коротким, как и соответствующий период у животных. Наука же имеет данные о том, что детство удлиняется. Тут возникает второй ответ. Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, вот для этого и нужна сюжетно-ролевая игра.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетно-ролевая игра как особое пространство развития ребенка“» размещена в разделах

Значение игры для развития ребенка.

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; приобретает в совместной игре со сверстниками опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Игра оказывает существенное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. Подчинение требованию "надо", а не "хочу" способствует развитию произвольности поведения, снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру и не ставят в ней каких – то иных целей, чем играть.

В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его творческое воображение, внимание, память, открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Итак, каковы же принципы организации сюжетных игр?

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику.

Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Подборка игр, задачи развития игровых навыков, приемы руководства развитием сюжета игры изменяются в зависимости от возраста детей

Остановимся на этом подробнее.

Организация игры в первой младшей группе.

В период раннего возраста у детей необходимо сформировать умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Для этого используют любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. д., которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми принимает другие формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. д.

Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами.

Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, последовательно изменяя характер участия в ней ребенка:

1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;

2) привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Проверить продвижение детей в освоении игровых умений воспитатель может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Иногда у детей могут отмечаться стереотипные манипуляции с игрушками, «застревание» на одном и том же игровом действии (его многократное повторение). В таких случаях воспитатель подключается к уже возникшей игре, игровым действиям ребенка. Оно может реализовываться через игровые действия взрослого, дополняющие по смыслу действия ребенка и стимулирующие его переход к новому действию. Или можно подключиться к его самостоятельной деятельности, затеяв параллельную с ребенком игру: ребенок манипулирует предметом, а взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл этому простому предметному действию.

Организация игры во второй младшей группе

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3-4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, продавец-покупатель). Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых (семья, магазин, детский сад и т. д.)

В этом возрасте у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действия с предметами «понарошку» подготавливает собой возможность понимания ребенком, что он и сам в игре может быть кем-то иным – «понарошку» мамой, доктором и т. д. При стихийном развитии игры ролевое поведение ребенка может оставаться на уровне простого подражания и не достигать своих сложных форм. Овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании игры у детей.

Умения, которыми должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры:

1) уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера;

2) уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

3) уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров;

4) уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.

Все эти умения формируются постепенно. Задача воспитателя при работе с детьми – построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на ролевые обращения взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками. Сюжеты игры, которые развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты – однотемны и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу. Целью воспитателя является развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности в этом возрасте осуществляется по следующим направлениям - на слайде.

Организация игры в средней группе

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, капитан-матрос и др.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама собралась готовить обед, пошла в магазин за продуктами и т. д.).

Задачи воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка. Необходимы эти умения и в индивидуальной игре, где развитие сюжета связано с последовательным выполнением ребенком нескольких ролей, с действиями за кукол, которым ребенок приписывает разные роли.

Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1) использовании многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2) отказе от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Организуя игру необходимо использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Дети чувствуют себя в ней более уверенно, т. к. уже ожидают появление того или иного персонажа. В этих случаях ребенку предлагается роль главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей. Такая игра должна носить характер импровизации, без точного повторения текста сказки.

Сюжетное событие, которое вводит взрослый, чтобы «оправдать» появление нового персонажа, должно быть достаточно интересным, тогда у ребенка возникнет желание сменить роль на новую, т. к. от этого зависит продолжение игры. Инициатива ребенка (который может сам предложить нового персонажа) должна быть принята и поддержана. Меняя роли в игре, воспитатель каждый раз развертывает новый диалог со своим основным партнером. При этом последовательная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком являются как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию.

В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами–заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности в этом возрасте осуществляется по следующим направлениям - на слайде.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.

В своих играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской, впечатлениями, полученными от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых дети, принимая на себя роль, создают определенный продукт, который в дальнейшем будет использован в других играх.

Задачи воспитателя:

- поддержать интерес к сюжетно-ролевой игре, любимым игровым темам, сюжетам, ролям, стремление к играм «с продолжением» сюжета в течение нескольких дней;

- создать условия для самостоятельного отображения в сюжете разнообразных событий: жизни взрослых и детей, сказок, мультфильмов, фантастических событий, комбинирования реальных и фантастических событий;

- способствовать обогащению содержания сюжетных игр детей на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности (школа, магазин, поликлиника, путешествия и т. д., отражению сюжетов любимых сказок и мультфильмов.

С помощью взрослого дети включаются в подготовительный этап сюжетно-ролевой игры: придумывают сюжетную линию, комбинируют и согласовывают варианты развития сюжета со сверстниками, предлагают партнерам по игре игровые события, рассказывают о своих впечатлениях от посещения театра, магазина, библиотеки и т. д., о прочитанных сказках ил просмотренных мультфильмах.

Используется продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры (афиши, билеты, подарки и т. д.). Создаются условия для организации игр проектного типа: принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который позже будет использоваться в других играх (например, декорации для замка, украшения для королевы).

В процессе игровой деятельности у детей формируются следующие навыки: как умение согласовывать общий игровой замысел самостоятельно или с небольшой помощью взрослого, используя считалки, жребий, договор по желанию; договариваться о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Педагогу необходимо поддерживать стремление детей совместно с партнером распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Необходимо создавать условия для того, чтобы дети могли развернуть сюжетно-ролевую игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения, прейти от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) к сложению новых творческих сюжетов. Одним из самых действенных приемов решения этой проблемы считаются игры - фантазирование. Подробно о них рассказано в книгах О. В. Акуловой, О. В. Солнцевой «Социализация. Игра», Н. Михайленко, Н. Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду».

Под влиянием систематического формирования у детей новых игровых умений возникают следующие изменения в самостоятельной сюжетной игре старших дошкольников:

1. Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры.

2. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п.

3. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их, намечают дальнейшее направление сюжета.

4. Игра развертывается в группах до 3—4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера.

5. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Развитие всех перечисленных выше навыков возможно лишь при грамотном педагогическом руководстве со стороны взрослого. Педагогическое сопровождение игровой деятельности в этом возрасте осуществляется по следующим направлениям - на слайде.

Завершая разговор об организации сюжетно-ролевой игры дошкольников, обратим внимание на то, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка «Сюжетно - ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка» В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра.

«Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка» «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка» «Чтобы вырасти здоровым ребёнком, детям не требуется много читать – им требуется уметь играть!».

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.

Сюжетно-ролевая игра как одно из условий здоровьесбережения дошкольников 1 слайд Сюжетно – ролевая игра как одно из средств здоровьесбереженья. 2 слайд «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От.

Сюжетно-ролевая игра глазами детей и взрослых (консультация для воспитателей) Всем известно, что ведущая деятельность дошкольника – это игра. Задумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребёнка, его.

Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Кафе-Шоколад». Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников. Дошкольное детство — от 3 до 7 лет большой отрезок «Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников» Дошкольное детство – от 3-7 лет большой отрезок жизни ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А. С. Дошкольный возраст является активным периодом.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка Слайд 1. Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как особое пространство развития ребенка»
Опубликовано: 3 апреля 2017 в 18:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как особое пространство развития ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Шарина Дарья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД