Фикалова Ирина
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Сюжетно-ролевая игра.
Вторая младшая группа.
Игра - ведущая деятельность дошкольника.
Игра – характеризует уровень развития ребенка. В игре формируются психические процессы, навыки, умения, познавательные и коммуникативные способности, игра способствует психоэмоциональному развитию ребёнка.
Выделяют 4 уровня сюжетно-ролевой игры.
1 уровень.
Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевая игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
1. Центральным содержанием игры являются главным образом действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Это действия «мамы» или «воспитателя», направленная на «детей». Самое существенное в выполнении этих ролей – это кормление кого-то. В каком порядке производится кормление и чем именно «мамы» кормят своих «детей» - безразлично.
2. Роли практически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которых они на себя взяли. Даже в том случае, если в игре имеется ролевое разделение функций и роли называются, например, один ребенок изображает «маму», а другой – «папу», дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
3. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Например, кормление при переходе от одного блюда к другому. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями, например, мытье рук, мытье посуды после еды и т. д.
2 уровень.
1. Основным содержанием игры является, как и на предыдущем уровне, является действие с предметом. Но на нем на первый план выдвигается соответствие игровому действию реальному действий. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
2. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
3. Логика действий определяется жизненной последовательностью, то есть их последовательностью в реальной действительности. Например, кормление связывается с приготовлением и подачей пищи на стол. Окончание кормления связывается с последующим за ним по логике действием. Например, после еды прогулка или сон. Нарушение последовательности действий не принимаются фактически, но не опротестовываются, неприятие ничем не мотивируются.
3 уровень.
1. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделятся специальные действия, передающие характер отношения к другим участникам игры (общения к другим участникам игры, связанное к выполнению роли). Например, обращение к повару: «Подайте первое» и т. д.
2. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.
3. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать; не только прививка, но и перевязка, выслушивание, измерение температуры и т. д. Появляется специфическая ролевая речь, обращение к другому в игре в соответствие с ролью.
4. Нарушение опротестовывается. Протест сводится к тому что «так не бывает». Вычленяются правила поведения, которым дети подчиняют свои действия. Нарушение правил, порядка действия замечается лучше со стороны, чем самим выполняющим действие. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.
4 уровень.
1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Например, при выполнении роли «доктора» : «Держите руку правильно», «Поднимите рукав. Спокойно, не плачьте- это не больно», «Я сказал вам лежать, а вы встаете» и т. д.
2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Ясно вычалены правила, которым следует ребенок, со ссылками на реальную действительность.
4. Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ от нарушений мотивируется указанием на рациональность правил.
У детей во второй младшей группе сюжетно ролевые игры характеризуются не сложным сюжетом игры, где большое значение имеет непосредственное участие взрослого, который берет на себя ведущую роль.
В начале года характерны игры рядом: каждый ребенок играет в свою игру, даже если ребята играют рядом в машинки или посуду, то каждый выполняет свое действие, которые не связаны между собой одним сюжетом.
К концу учебного года дети начинают играть вместе по 2, 3 ребенка в игре. Выделяется лидер, который начинает игру и предлагает другим.
Для обогащения представлений об окружающем мире, необходимых для сюжетной игры добавляются игры с постройками. Поэтому следует формировать необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию. Нужно не забывать и про игры с песком и водой.
Особое место в руководстве сюжетно-ролевой игрой занимает подбор игрового материала, обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления.
На развитие содержания детских игр существенно влияет изготовление игрушек- самоделок, которые делают игровые интересы более устойчивыми.
Хорошую помощь в поддержании игры оказывают:
- наводящие вопросы,
- напоминание и советы,
- индивидуальная беседа по картинкам,
- рассказ о том или ином действующим лице или явлении.
Если дети по-настоящему увлечены игрой, то они играют в серьез, искренне переживая чувства своего героя. Необходимо поддерживать интерес к роли, в ходе игры, обучать малышей необходимым умения, подсказывать действия. Надо помнить, что отсутствие представлений об окружающем мире и навыков, необходимых для игрового образа и сюжета, приводит к угасанию сюжетно-ролевой игры или отказу от роли.