Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»

Анна Волошина
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей на тему :

«Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетно-ролевая игра в ДОУ“» размещена в разделах

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особенности игры:

В первой младшей группе необходимо поощрять игры, в которых дети подражают деятельности окружающих людей: мама варит обед, кормит детей, папа что-то мастерит, шофер водит машину. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают.

Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению

и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Понаблюдайте за игрой ребенка, выясните, какие действия ему даются труднее и помогите овладеть ими.

Позаботьтесь об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям, должно быть достаточное количество: одежда для кукол, предметы для уборки комнаты, коляски, наборы посуды, лопатки, совки и пр.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Во второй младшей группе продолжается развитие игр, связанных с трудовой деятельностью, в которых дети отражается жизнь и деятельность людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше: научите водителя автобуса не только управлять машиной, открывать и закрывать двери для пассажиров, заправлять мотор бензином, а при необходимости производить ремонт. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном. Развивая у детей интерес к труду взрослых, обратите внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.

Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию: в больницу, в пароход, в строителей, профессии более сложные: врач, продавец, строитель, парикмахер Если педагог относится к выдумке детей с интересом, то и они начинают прислушиваться к мнению товарищей, считаться с ними. Каждый находит дело по душе.

Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает т. н. символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных.

Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Наряду с играми предыдущих дет, отражающих жизнь семьи, детского сада, труд людей некоторых профессий, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Но как бы, ни был разнообразен набор готовых игрушек, всегда для игры требуется сделать что-то руками. Если у детей есть четкие представления о том или ином виде труда, они многое могут сделать своими руками.

В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Прежде всего, следует установить уровень знаний детей о деятельности родителей: на каком предприятии они работают, как называется их должность и каковы их трудовые обязанности, какой вид продукции выпускает предприятие или какой вид услуг оказывают.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Почему повара стараются приготовить вкусную пищу, а швея сшить красивую одежду?

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Рекомендации воспитателям

по подготовке и планированию сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Просмотр диафильма, мультфильма по теме игры.

5. Проведение экскурсии по теме игры.

6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

10. Совместная с детьми игра.

11. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

12. Постановка проблемных игровых задач.

13. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение.

14. Рассказ воспитателя об играх детей другой группы.

15. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия, после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

16. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д. ; обменяться впечатлениями.

17. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

18. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

19. Составление с детьми альбома по тематике игры.

20. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

21. Обсуждение хода и результатов игры ( цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

22. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

23. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как особое пространство развития ребенка» Для чего человеку дано детство? Известно, что жизнь его коротка и ничего лишнего, ненужного в ней не может быть. Так почему же четверть.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников» Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький. Дошкольное детство - короткий, но важный.

Открытое мероприятие для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» (подготовительная группа) Оборудование: игрушки расположены аккуратно и красиво. Куклы по числу детей, одежда для них, мебель, соответствующая размерам кукол, сантиметровая.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» для детей младшей группы Задачи: закрепить основные правила поведения в транспорте и на остановке, значение каждого сигнала светофора, раскрыть понятия «пассажир»,.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» для детей раннего возраста Конспект сюжетно - ролевой игры в группе раннего возраста "Автобус" Цель: развитие социального поведения, навыки правильного общения в.

Сюжетно — ролевая игра «Автобус» для старшего возраста Цель: закрепление знаний о труде водителя, кондуктора, экскурсовода, охранника в магазине, на основе которых ребята смогут развить сюжетную.

Сюжетно-ролевая игра глазами детей и взрослых (консультация для воспитателей) Всем известно, что ведущая деятельность дошкольника – это игра. Задумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребёнка, его.

Сюжетно-ролевая игра «Школа», для детей старшей группы Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Школа» Задачи: Уточнить знания детей о профессии.

Сюжетно-ролевая игра «Светофорчик», для детей младшей группы Цель: Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете – красный, желтый, зелёный. Развивать речевую и двигательную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 11:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Волошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД