Татьяна Базаркина
Сюжетно-ролевая игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности
▼ Скачать + Заказать документы
Повседневная жизнь воспитанника в детском саду – насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребёнка : возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен по себе. В игре особенно активно формируется психика ребёнка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она (игра) даёт возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ребёнок учится играть в каждый из семи её видов (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, забава). Когда воспитанник овладевает на уровне самостоятельности, она превращается из предмета познания в его самодеятельность - творческую форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости. Наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности создаются в игровых коллективах. Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом (не мешая друг другу в младших группах) и коллективно (уже в средней группе, начиная с совместного определения замысла, который обозначается графическими моделями (сначала воспитателем, а потом и старшим дошкольником – в сюжетно-ролевых, театральных играх, схемами (в строительных, подвижных играх). Поэтому она обладает огромными возможностями для формирования детского общества (Александра Платоновна Усова).
Мастерство воспитателя заключается в том, что он и творец, и организатор игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребёнка :
Во-первых, её нужно организовать так, чтобы в игре (в каждом её виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена только воспитателем перед собой как организатором этой игры, но ребёнок даже и не подозревает её как свою цель;
Во-вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребёнком представлений об образцах для подражания (героев, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием (материалом) его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, спортсмены, игроки интеллектуальных игр, артисты и т. д.);
В-третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, твёрдым в своём механическом постоянстве, - подчёркивал С. И. Гессен, - то игра будет только забавой, время провождением, но не образовательной деятельностью. Рост личности ребёнка требует, чтобы материал для игр позволял предъявлять его деятельности задачи, постепенно всё более усложняющиеся и самостоятельно разрешаемые. А для этого он должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, могущим быть по желанию усложняемым и упрощающим;
В-четвёртых, для воспитателя как организатора и творца детской игры каждая из её видов – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности.
Прежде всего, интерес для изучения личности ребёнка представляет выбор и исполнение ребёнком роли как обозначения специфики поведения в каждом виде игры (в сюжетно-ролевой, строительной, театральной, дидактической, подвижной, музыкальной есть разные роли). Потребность и возможность совершать поступки – выбирать вариант поведения изображаемого персонажа – делает для игрока значимым участие в каждом варианте образа (мамы, артиста – исполнителя сказки, архитектора, ведущего или участника игры с правилами и т. д., а также и в многократном проигрывании одного и того же на протяжении всех лет дошкольного детства. Это стремление показывает, что ребёнок открыл игру (сначала интуитивно, а потом на основе самооценки её результата) для самопознания и самосовершенствования себя.
Д. Б. Эльконин предлагал различать детские игры по тому, что выделено в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемого в игре. Он отметил, что развитие идёт от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми. Вот почему в Технологии проектируется возможность ребёнку проиграть в течение каждого дня все семь видов игр (сюжетно-ролевая, строительно-конструктивная, драматизация, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава). Лишение его хотя бы одного из видов сократит возможности для развития и саморазвития его как индивидуальности;
В-пятых, творчество педагога должно быть направлено на организацию каждой игры так, чтобы воспитанник приводил их к результату – оценке и самооценке созданного образа (Н. М. Крылова). Тогда понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать его ставить всё более и более отдалённые и устойчивые цели своей деятельности и тем самым, незаметно для ребёнка перейдёт в форму саморазвития. Личность ребёнка будет расти как в постановке себе более и более устойчивых и отдельных целей деятельности, так и в привычке подчинять свой каприз хотя и незримой, но всё усложняющейся дисциплине.
Но, чтобы реализовать эту задачу, важно признать, что правильная организация игры – это принуждение. Взрослый придумывает нравственную задачу для программной игры ребёнка. Именно принуждение, неизбежное при организации игры и проявляющееся в подборе материала игры и в общем руководстве ею, будет овеяно дыханием свободы, будет служить свободе (С. И. Гессен).
Таким образом, важно подчеркнуть, что игра, которую задумал педагог для воспитания ребёнка, обязательно устремлена к нравственному уроку. Ибо, оторвавшись от урока, она вырождается в пустую забаву, способную на короткий срок занять, но не образовать ребёнка. Но игра должна оставаться игрой, ибо, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. Между обеими этими крайностями воспитатель должен провести игру ребёнка.