Ирина Евдокимова
Консультация «Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила
Воспитатель
Евдокимова И. В.
Консультация
«Строительно-конструктивные игры
как средство всестороннего развития ребенка
раннего возраста».
Период раннего детства – довольно значимый этап в развитии личности. Это период, в который ребёнок быстро и с интересом познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений и информации. Стремление к познанию окружающей действительности пронизывает все сферы детской деятельности. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов. Эти задатки реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку, творчество и развивая все эти качества.
Публикация «Консультация „Строительно-конструктивные игры как средство всестороннего развития ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Данная деятельность обладает огромными возможностями для развития познавательных, нравственных, эстетических и трудовых качеств у ребенка в раннем возрасте.
Конструирование детей раннего возраста, как правило, заключается в сооружении разнообразных построек из строительного материала. В процессе данной деятельности осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Кроме того, конструирование предоставляет большие возможности для развития фантазии и воображения детей.
Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота и т. д.). Основные постепенно усложняющие конструкции, взрослый задает через образцы. Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей.
Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей, в тоже время развивает фантазию, изобретательность, способствует в дальнейшем формированию технического мышления. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре, главным образом, в сюжетной игре.
На протяжении всего раннего возраста конструирование связано с сюжетно - ролевой игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов, перевоплощению в героев, что вызывает эмоциональный отклик у детей, чувство радости, удовлетворения.
Конструирование в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребёнка. Обучение детей сооружению построек (домиков для кукол, животных и т. д.) воспитывает у детей определённую направленность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных и т. д.). Созданные постройки, поделки дети могут использовать в качестве подарка для мамы, украшения участка, что приносит им большое удовлетворение.
Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения, практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность, возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости частей конструкции. В сочетании с названием геометрического тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создаётся представление о форме, величине, направлении. Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, навыки ориентирования в микро-пространстве со зрительным контролем, формируются определённые взаимосвязи между глазомером и перцептивно-двигательной памятью.
Конструирование в жизни детей раннего возраста способствует развитию и совершенствованию их речи, так как в процессе деятельности дети учатся рассматривать объект работы, различать его цвет, выделяя в нем его качества и правильно обозначая такие понятия, как «широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий; вверху – внизу».
Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребенка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к познанию и добиваться результата.
Таким образом, основная цель конструирования заключается в том, чтобы развивать различные способности ребенка, его познавательные качества, эстетические чувства, а не только научить выполнять ту или иную поделку.