ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Консультация «Социальные факторы влияния на развитие речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей позже появляются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием. Долго держаться недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребенка в два года нет речи, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше оно будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.
Публикация «Консультация „Социальные факторы влияния на развитие речи дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка - непосредственно или опосредованно - на всем протяжении его развития : в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:
-недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
-отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и. т. д.) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития. Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки
Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин :
-соматической ослабленности;
-педагогической запущенности;
-воздействия стрессов и психических заболеваний;
-социальной и эмоциональной депривации (как средство недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми и прежде всего с матерью
Проблема влияния социальных факторов на развитие речи детей на ранних этапах онтогенеза давно стала одним из направлений логопедии.
Дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, достаточно сильно выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте.
В нарушении речевого развития большую роль играют социально-психологические факторы. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкаются. Это им кажется забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. И не секрет, что в наше время на это общение у родителей не хватает времени. И зачастую ребенок, не находя общения, замыкается. Он меньше задает вопросов родителям, меньше обращается к ним за советом
Ведь речь- способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она поддерживает его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Считается, что для полноценного развития ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации.
Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор глазами: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило умеет поддерживать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «оптимальным».
Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным.
Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок - в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица.
Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет.
Каждый стиль общения ребенка с матерью влияет на становление речевой функции ребенка. При оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь. При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5-2 раза.
Таким образом, если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается нарушение развитие речи ребенка. Чем сильнее выражена степень материнской депривации, тем чаще встречается у детей задержка речевого развития.
Такие дети отличаются бедностью словарного запаса: в нем мало существительных, глаголов, прилагательных. Это приводит к тому, что у ребенка не хватает слов для полноценного выражения мыслей. Из-за незнания названий многих предметов ребенок вынужден заменять в своей речи близкие по значению слова. Характерно также или полное отсутствие или недостаточное количество в речи детей обобщающих слов. Во многом это объясняется недопониманием детьми обобщающей роли этих слов, что проявляется в смешении общих и частных понятий.
При задержке речевого развития детям недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса. Отсутствие в активном словаре ребенка нужных слов объясняется недостаточно четким пониманием их значений. Именно поэтому у детей и не возникает потребности в пополнении своего словарного запаса за счет такого рода слов. Очень беден словарь таких детей и синонимами, то есть близкими по своему значению словами. Чем больше в словарном запасе ребенка имеется синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль за счет подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Ребенок с хорошо развитой речью не скажет, например, что чай «жаркий» (вместо «горячий») или что «погода темная», но дети с задержкой речевого развития не улавливают этих тонкостей.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирая разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов и об отсутствии в их словаре многих из слов. Также дети сравнительно поздно начинают пользоваться личными местоимениями. При сформированном умении называть предметы, изображенные на картинках, дети испытывают затруднения в описании происходящего и интерпретации смысла картинки.
У детей с задержкой речевого развития отмечается несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении с взрослым и сверстниками.
Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи (поставить звуки, сформировать интонационные навыки, но главная ответственность на развитие речи лежит на матери. Воспитатель дошкольного учреждения в какой-то мере может скомпенсировать недостаток общения с матерью, но не может заменить мать полностью.