ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Консультация «Социальные факторы влияния на развитие речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей позже появляются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием. Долго держаться недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребенка в два года нет речи, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше оно будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка - непосредственно или опосредованно - на всем протяжении его развития : в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:
-недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
-отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и. т. д.) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития. Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки
Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин :
-соматической ослабленности;
-педагогической запущенности;
-воздействия стрессов и психических заболеваний;
-социальной и эмоциональной депривации (как средство недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми и прежде всего с матерью
Проблема влияния социальных факторов на развитие речи детей на ранних этапах онтогенеза давно стала одним из направлений логопедии.
Дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, достаточно сильно выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте.
В нарушении речевого развития большую роль играют социально-психологические факторы. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка. Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкаются. Это им кажется забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. И не секрет, что в наше время на это общение у родителей не хватает времени. И зачастую ребенок, не находя общения, замыкается. Он меньше задает вопросов родителям, меньше обращается к ним за советом
Ведь речь- способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она поддерживает его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Считается, что для полноценного развития ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации.
Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор глазами: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило умеет поддерживать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «оптимальным».
Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным.
Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок - в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица.
Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет.
Каждый стиль общения ребенка с матерью влияет на становление речевой функции ребенка. При оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь. При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5-2 раза.
Таким образом, если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается нарушение развитие речи ребенка. Чем сильнее выражена степень материнской депривации, тем чаще встречается у детей задержка речевого развития.
Такие дети отличаются бедностью словарного запаса: в нем мало существительных, глаголов, прилагательных. Это приводит к тому, что у ребенка не хватает слов для полноценного выражения мыслей. Из-за незнания названий многих предметов ребенок вынужден заменять в своей речи близкие по значению слова. Характерно также или полное отсутствие или недостаточное количество в речи детей обобщающих слов. Во многом это объясняется недопониманием детьми обобщающей роли этих слов, что проявляется в смешении общих и частных понятий.
При задержке речевого развития детям недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса. Отсутствие в активном словаре ребенка нужных слов объясняется недостаточно четким пониманием их значений. Именно поэтому у детей и не возникает потребности в пополнении своего словарного запаса за счет такого рода слов. Очень беден словарь таких детей и синонимами, то есть близкими по своему значению словами. Чем больше в словарном запасе ребенка имеется синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль за счет подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Ребенок с хорошо развитой речью не скажет, например, что чай «жаркий» (вместо «горячий») или что «погода темная», но дети с задержкой речевого развития не улавливают этих тонкостей.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирая разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов и об отсутствии в их словаре многих из слов. Также дети сравнительно поздно начинают пользоваться личными местоимениями. При сформированном умении называть предметы, изображенные на картинках, дети испытывают затруднения в описании происходящего и интерпретации смысла картинки.
У детей с задержкой речевого развития отмечается несформированность навыков общения, дети не инициативны в общении с взрослым и сверстниками.
Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи (поставить звуки, сформировать интонационные навыки, но главная ответственность на развитие речи лежит на матери. Воспитатель дошкольного учреждения в какой-то мере может скомпенсировать недостаток общения с матерью, но не может заменить мать полностью.