Корчака Анна
Консультация «Сенсорная интеграция детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная интеграция - это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли.
Сенсорная интеграция :
Является бессознательным процессом, протекающем в головном мозге;
Организует информацию, полученную с помощью органов чувств;
Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию, отбирая то, на чем следует сконцентрироваться;
Публикация «Консультация „Сенсорная интеграция детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения [1]
Сенсорная интеграция является базой для овладения письмом, игрой, речью, крупной и мелкой моторикой, адаптивному поведению. У детей с ОВЗ и девиантным поведением в большинстве случаев имеются проблемы с сенсорной интеграцией, что влияет на обучение чтению, письму, счету, усвоению образовательной программы, коммуникацию со сверстниками и взрослыми, ориентированием в пространстве, времени, проблемы с речью, повышенную тревожность и т. д.
Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется следующими симптомами:
Плач, раздражение в ответ на прикосновения родителей, педагогов, присутствие чужого человека.
Апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками.
Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами.
Дислексия – проблемы с письмом (переписывание с доски, счетом.
Повышение двигательной активности при шумной окружающей обстановке.
Плохая концентрация внимания, СДВГ.
Нарушения мелкой моторики, неуклюжесть.
Малыш не участвует в играх других детей, не качается на качелях.
Нарушение сенсорной интеграции вызвано несколькими причинами:
Перегрузка нервной системы большим количеством поступающей из окружающего мира информацией, в результате чего ребенок начинает бояться света, звука, высоты и т. п. (использование гаджетов, нарушение режима дня, постоянный шум и т. д.);
Дефицит поступающей из окружающего мира информации, как следствие - сенсорный голод, который ребенок стремится удовлетворить любым способом (гиподинамия и запрет на изучение окружающего мира по разным причинам).
В первом случае ребенку свойственна гиперсензитивность к сенсорным раздражителям, проявляющаяся как непереносимость шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, запахов, высоты, боязнь упасть и т. д. Во втором случае ребенку свойственна гипосинзитивность к сенсорным раздражителям, которая проявляется в постоянном желании в прикосновениях, кружениях, повышенном шуме и т. п.
Таким образом, нарушение сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперсензитивность — в виде сенсорных защит, гипосензитивность — в виде сенсорной аутостимуляции.
Обычно нарушение сенсорной интеграции проявляется сразу в нескольких сенсорных системах, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может иметь разный уровень поражения, например, ребенок может иметь гипосинзитивность к вестибулярным, зрительным раздражителям и гиперчувствительность к обонятельным стимулам. Основой диагностики нарушения сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью бесед и анкетирования его ближайшего окружения.