Екатерина Пичугина
Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне гармонично развитого человека. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями, которой является развитие интереса к музыке. Вот почему на ряду с главными задачами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.
Публикация «Консультация „Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Одна из них это музыкальная деятельность. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах. Важнейшим средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение этих игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры используются и во время занятий, и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных способностей детей. Организуя самостоятельные музыкально-дидактические игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера ребенка.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.
Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей.
Она разделяет их на 4 вида:
1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т. д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т. д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т. д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко - тихо, в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо, а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).
Музыкально - дидактические игры - эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков.
Созданию таких прочных навыков музыкально - сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально - дидактических игр.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Всё это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально - дидактических упражнений.
На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально - сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально - сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.
На четвёртом этапе дети самостоятельно используют музыкально - дидактические игры.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, с учетом возрастных особенностей детей, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы. В музыкальных уголках должны быть созданы зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где дети могут самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушивать аудиозапись с любимой музыкой. Музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.
Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены.
Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег». Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.
Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.
Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать развлечение с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.
В заключении хочется отметить, что систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально - дидактических игр в самостоятельной деятельности способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Примеры музыкально-дидактических игр.
Средняя группа.
«Тише – громче в бубен бей»
1. Может бубен загреметь,
Будто гром,
Может бубен зазвенеть
Ручейком.
Припев: бом-бом-бом,
Бом-бом-бом!
Это, ясно, не ручей-
Это гром.
2. Может бубен загреметь,
Будто гром,
Может бубен зазвенеть
Ручейком.
Припев: Бам-бам-бам-бам,
Бам- бам-бам!
Это прыгает ручей
По камням!
Дети стоят в кругу. Воспитательница ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит. Затем она исполняет первый или второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к кому нибудь из детей, протягивая ему бубен. Ребенок должен от того, какой из двух припевов споет воспитательница.
«Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др. дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Старшая группа.
«Качели».
Игровой материал. Небольшие карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.
Ход игры. Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.
«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!
Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»
«Громко – тихо запоем»
«Мяч от нас умчался вскачь, разыщи Сережа, мяч,
Разыщи, разыщи, разыщи, Сережа, мяч!
Если тихо запоем, далеко он значит.
Если громко петь начнем, значит рядом мячик».
Дети сидят на стульях. Одного ребенка просят выйти из комнаты, а воспитатель тем временем прячет мяч. Затем водящего приглашают войти и поют ему песенку, в которой объясняются игры. На 3-й куплет, который поется без слов на слоги «ля-ля», водящий ищет мяч. Дети поют, то усиливается, то ослабляя звучание, в зависимости от удаления или приближения водящего к спрятанному мячу. Этот куплет повторяется произвольное количество раз, пока ребенок не найдет мяч.
«Догадайся, кто поет».
«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.
И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.
Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,
Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»
Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.
Подготовительная группа.
«Эхо»
«Кричу в лесу: Ау, ау! И мне в ответ: Ау, ау!
В горах кричу: Ау, ау! Гора в ответ: Ау, ау!
Вариант. Дети условно разделены на подгруппы («Эхо» и «Дети»). Одна подгруппа – «Дети» - запевает, другая – «Эхо» - повторяет. Возможны и другие варианты. Важно, чтобы было чистое интонирование «Эхом» «ау».
Игра «Три медведя».
Программное содержание. Учить детей различать высоту звуков.
Музыкально-дидактический материал. «Мишка», музыка М. Раухвергера; фортепиано.
Игровые пособия. Плоскостные изображения медведей – большого, среднего и маленького размера, по 3 на каждого ребенка; плоскостной дом.
I вид. Дети сидят за столами справа от музыкального руководителя. Он раздает им изображения медведей. Когда пьеса звучит в высоком регистре, выходят гулять медвежата (дети передвигают их перед собой по столу, когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – самые большие. Смена регистра варьируются. В конце игры отмечаются дети, которые более точно выполняли задания.
II вид. Дети делятся на три команды: Мишутки, Анастасии Петровны и Михаилы Ивановичи. Все помещаются в доме (стоят за его плоскостным изображением). Когда произведение звучит в низком регистре, из дома выходит и продвигаются по комнате Михаилы Ивановичи, когда в среднем – Анастасии Петровны, а в высоком – Мишутки. Регистры звучания сменяются в произвольном порядке. По окончании звучания пьесы Михаилы Ивановичи ловят остальных медведей, а те убегают в домик.