Елена Беломыльцева
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Итак, рассмотрим подробнее какова роль из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – игры с использованием счетно-измерительных уме-ний и навыков. У меня накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа. При обучении началам матема-тике я широко использую игры, в которых у детей формируются новые математиче-ские навыки и умение (например, игры типа «Лото», «Домино»). Мои дети совер-шают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на раз-ных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Однако в процессе умственных упражнений дети имеют возможность отраба-тывать и закреплять лишь отдельные счетные операции (количественный или по-рядковый счет, составление числа из единиц и др., не связывая их друг с другом. Поэтому дети зачастую не понимают взаимозависимости выполняемых действий, их роли в качестве способа познания количественной стороны действительности.
Наряду с дидактическими в садах бытуют увлекательные игры «В кого-нибудь» или «Во что-нибудь» : в строителей, моряков, космонавтов, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т. д. Этим играм присуще свободная активная деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В таких играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного воспроизведе-ния преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому я характеризую такую игру как форму практическо-го познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к зна-нию. Игра, по определению психолога А. В. Запорожца дает возможность воссоздать широкие сферы действительности, выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре воспитанники с помощью своих движений и действий с игрушкой активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, событий их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих областей действительности.
Если мы поразмышляем, может ли количественная сторона действительности стать содержание игры? На первый взгляд я отвечу «да». Действительно дети в сю-жете и содержании игр отражают знакомую им область действительности. В таких играх я иногда наблюдаю ситуации, в которых ребенок выполняя взятую на себя роль может производить разнообразные счетные и измерительные действия, напри-мер, совсем недавно, я наблюдала в игре «Магазин» мой воспитанник пересчитывал предметы, пытался записывать свои подсчеты, измерял ткань; а в игре «Транспорт» мои дети самостоятельно устанавливают маршруты и рейсы поездов, самолетов, ав-тобусов и т. д.
Но как показывают мои наблюдения, подобные действия дети включают в иг-ры крайне редко и выполняют не достаточно точно.
Поэтому чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смыл, мотивы, задачи.
И лишь дети подготовительной группы более осознанно раскрывают смысл трудовых взаимоотношений взрослых. значения выполняемых ими действий. На этой основе и возникает игра и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей.
Счет и измерения – это действия взаимозависимые и поэтому я стараюсь вме-сте с детьми выполнять их не приблизительно, а точно, правильно, в определенной последовательности. Поэтому в играх, где используется счет или измерение, я беру на себя такую роль, которая позволила бы мне контролировать правильность и точ-ность выполнения каждым ребенком математических действий. Ну и конечно, что-бы развернуть такие игры со своими детьми, я прежде всего знакомлюсь с принци-пами их организации.