Наталья Рыбакова
Консультация «Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды
Подготовка детей к школе является одной из задач дошкольного учреждения. И особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенок имеет нарушения в речевом развитии. А, как известно, старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи, то подготовить такого ребенка, имеющего общее недоразвитие речи к школе требует от педагогов терпения, знаний индивидуальных особенностей детей этой категории, знания структуры речевого дефекта и, конечно, же неуемной фантазии.
Публикация «Консультация „Речевой уголок в группе, как часть предметно-развивающей среды“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Темочки
Уже доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Большое внимание логопедами и воспитателями уделяется оборудование в группах специальных речевых коррекционных уголков. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к тому, что такие речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Как уже апробировано практикой при организации данного уголка необходимо соблюдать следующие требования:
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
В основу наполняемости уголка желательно учитывать тематическое планирование по лексическим темам.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется еженедельно, согласно лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
фонематического слуха;
дыхания;
воздушной струи;
артикуляционной моторики;
правильного звукопроизношения;
словаря;
фразовой речи;
мелкой моторики пальцев рук;
звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Список литературы.
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (в двух частях, М. ; 1993.
2. Е. Д. Худенко, Т. С. Мельникова, С. Н. Шаховская. Как научить ребенка думать и говорить. М. ; НПФ «Унисерв», 1993.
3. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. М. ; 1999.
4. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М. ; 1981.
5. В. В. Коваленко, С. В. Коваленко. Артикуляционная и пальчиковая
гимнастики. М. ; 2004.
6. Л. С. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. ; 1999.
7. Н. В. Микляева, О. А. Полозова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М. ; 2004.
8. С. А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. ; 1991.
9. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. ; 1995.
10. А. В. Крапухин, С. Н. Шаховская, О. А. Ишимова. Учись думать и говорить. М. ; 1990.
11. Л. Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М. ; Сфера, 2005.
12. Н. В. Новоторцева. Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения.
13. О. А. Белорыбкина. Речь и общение. Ярославль, 1998.