Малыхина Маргарита
Консультация «Речевое развитие младшего дошкольного возраста»
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте представляет собой многоаспектный процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Публикация «Консультация „Речевое развитие младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
В младшем дошкольном возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.
Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому.
Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата : нижняя челюсть, мышцы языка, губ.
В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят, а также один ребенок почни не говорит вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с такими детьми в течение всего дня применяя различные формы, методы и приемы.
Почти все дети очень любят петь песни, особенно после новогодних утренников. Был такой случай: однажды девочка из моей группы принесла игрушечный микрофон и стала напевать песенку, эту возможность конечно нельзя было упускать, и я организовала детей для нашего мини концерта в группе. Дети по очереди выходили на воображаемую сцену, я громко объявляла ребенка, вручала ему микрофон и включала фонограмму нужной песни. После исполнения дети аплодировали, и приглашала другого ребенка. Очень интересно было наблюдать за ними кто-то смущался и стеснялся, но в итоге так дети этим всем увлеклись, что выступили все, даже ребенок который почти не разговаривает, по ней было видно, что она очень старалась и получив свою минуту славы раскрепостился и села на стульчик счастливая и довольная.
Использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Например: предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно использую всевозможные картинки, активируя детей в ответах (мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т. п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.
Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.
Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.
Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «Какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.
В заключение хочется сказать о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.