Аноним
Консультация «Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: «Речевая среда в качестве средства развития связной речи
через игру и театральную деятельность.»
Развитие связной речи и речевого общения в
средней группе.
Цель:
1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
2. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
3. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов- выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Публикация «Консультация „Речевая среда в качестве средства развития связной речи через игру и театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
5. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
6. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого и с опорой на схему (см. приложение 1)
7. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Развитие связной речи и речевого общения в
старшая группе.
Цель:
1. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и в своей речи.
2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Учить составлять рассказы- описания, а затем и загадки- описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
4. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
5. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Развитие связной речи и речевого общения в
подготовительной группе.
Цель:
1. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
2. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного процесса, но и познавательного общения.
3. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
4. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки- описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
5. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
6. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
7. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображением событий.
Характеристика связной речи детей в норме и патологии.
На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано к 3-4 годам дети начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На 5 году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети- почемучки, пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть).
После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворение, к 5 годам могут пересказать только, что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.
После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
После 6 лет дети могут сами придумывать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок может придумать свой рассказ о чем- то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.
Итак к началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдаемым действиям- то есть к связным высказываниям. И все- таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно- следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Методические рекомендации к проведению игр по
развитию связной речи.
«Совершенствование связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываний может продолжаться бесконечно.»
Во время игры целесообразно использовать:
• пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок;
• пересказ рассказа с использованием опорных сигналов (см. приложение);
• составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картинок;
• составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картинке;
• составление описательных рассказов (с использованием схем) (см. приложение);
• творческое рассказывание:
- добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
- составление рассказа, аналогично данному, с использованием времени или результата действия;
- составление рассказа с включением (исключением) объектов;
- составление рассказа по комплекту игрушек;
- рассказывание по частично закрытой сюжетной картинке;
- придумывание рассказа про знакомого героя;
- составление рассказа по его названию;
- придумывание рассказа по нескольким опорным словам.
В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее:
При пересказе с использованием серии сюжетных картинок вспомогательными средствами являются тексты, дающий детям необходимое лексико- грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказываний и его плана.
В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки, нарисованные символические изображения предметов и объектов.
Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.
Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у детей.
Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщенно, а объем увеличен. То же можно сказать и о сериях сюжетных картинок. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигаются за счет включения:
- обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
- оргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
- проигрывание ситуаций общения;
- установление причинно- следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Варианты интересных игр способствующих развитию связной речи рекомендую посмотреть в книге О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблоновской «Путешествие по стране правильной речи», Санкт- Петербург- 2002г. (стр. 5, 6, 7, 13 и 16)
Используемая литература:
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,
«Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского
сада», (стр. 17-20);
2. Т. А. Ткаченко,
«Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет»,
(стр. 120-140);
3. О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблоновской,
«Путешествие по стране правильной речи», Санкт- Петербург- 2002г.
(стр. 5, 6, 7, 13 и 16);
4. Н. В. Нищева,
«Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи»,
(стр. 35-54, 11-164, 201-221)