Папки-передвижки

Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»

Грачева Юлия
Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Развитие связной речи у

дошкольников»

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Публикация «Консультация „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

-Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

- Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога : последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Этапы обучения связной речи.

1. Обучение пересказу

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но и есть еще общие методические приемы:

1. подготовка к восприятию текста;

2. чтение текста педагогом;

3. беседа по вопросам;

4. состовление плана пересказа;

5. повторное чтение текста педагогом

6. пересказ.

Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста :

- вводная беседа, настраивающая детей на понимание произведения (рассказ, стихотворение, сказка и т. д., рассматривание иллюстраций и картин по теме;

- выразительное чтение текста произведения педагогом без цели запоминания детьми произведения;

- беседа по содержанию и форме текста произведения, и вопросы педагога должны хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Нужно задавать детям поисковые вопросы (куда? где) и проблемные вопросы (как? почему? зачем) которые требуют ответов сложными предложениями.

- составление плана пересказа произведения (дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогом составляют план);

- повторное чтение текста произведения педагогом с целью запоминания;

- пересказ текста произведения детьми самостоятельно; -оценка детского пересказа (педагог совместно с детьми делают оценку каждому пересказу).

Короткий текст пересказывается полностью, сложный и длинный текст дети пересказывают по цепочке.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

У дети старшего дошкольного возраста появляется возможность пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой.

Детей старшего дошкольного возраста педагог учит не только видеть то, что изображено на переднем плане, её основной фон, а видеть не только основное, но и еще детали (задний план картины, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды).

Также поступают и с сюжетной линией. Педагог учит детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и следующие за этим события. Педагог, задавая вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию,выходящую за пределы содержания картины.

Очень важно совмещать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением словаря, формированием грамматического строя речи и интонационной выразительности речи.

2. Методика обучения рассказу по картине в старшей группе:

1) подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2) по теме занятия лексико-грамматические упражнения;

3) рассматривание картины в целом;

4) вопросы педагога по содержанию картины;

5) составление плана по рассказу педагогом совместно с детьми;

6) рассказы по картине 4-5 детей;

7) оценка каждого рассказа детьми с дополнениями воспитателя.

Необходимо научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

3. Составление описательных рассказов и сравнительных описаний

Методика обучения описанию детей старшей группы:

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы педагога по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о том какие действия с объектом можно произвести, и отношение детей к объекту;

4. составление педагогом совместно с детьми подробного плана рассказа;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов педагогом, потом оценка детьми (рассказы оцениваются по очереди, критерии оценок дает педагог).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», (один ребенок начинает рассказ, а другой ребенок заканчивает). Чтобы детям было более понятно можно закрепить материал занятия объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов).

Можно включить в занятие элементы, театральной деятельности, игровой деятельности и конструирования.

Помимо этого, в старшем дошкольном возрасте широко используются сравнительные описания, когда описываются и сравниваются два объекта вместе. Такие предложения составляются по вопросам и образцу педагога. Для описания у детей старшего дошкольного возраста можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека.

Существуют виды рассказов по мере усложнения:

1. рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

(«Как мы собирали листья?» «Как мы наблюдали за птицами?» «Как мы убирались на участке?»);

2. рассказы на основе бесед и чтения книг («Куда улетают перелетные птицы?»);

3. рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок летом и зимой»);

4. рассказ об одном времени года («что ты знаешь о зиме?») и об отдельном явлении природы («град и дождь»).

5. рассказ о том, что делали в выходные и праздничные дни;

6. составление письма коллективно (например, послание деду Морозу).

Учитель-логопед МБДОУ №31

Грачева Ю. М

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 21:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Грачева Юлия (УИ 1294208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД