Папки-передвижки

Консультация «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте»

Наталья Рожкова
Консультация «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Темочки:

Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким

речевым характеристикам, как:

развитый речевой слух;

• четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание);

• знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;

• выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:

гласные звуки - красный цвет, согласный – синий.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

Игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха:

1. «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т. д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т. д.)

2. «Длинное - короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп и т. д.).

3. «Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.

4. «Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т. д.

5. «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).

6. «Измени слово». Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.

7. «Мягкий – твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация «Развитие речи детей в повседневном общении и в специально организованных играх» Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать.

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте» НОД Подготовка к обучению грамоте Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1 неделя Тема: «Радуга» (с. 1) Знакомить детей с цветами.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте»
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 17:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рожкова (УИ 364649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД