Троян Марина Васильевна
Консультация «Развитие импрессивной и формирование экспрессивной стороны речи у детей с задержкой речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие импрессивной и формирование экспрессивной стороны речи у детей с задержкой речевого развития»
Подготовила учитель-логопед: Троян М. В.
Публикация «Консультация „Развитие импрессивной и формирование экспрессивной стороны речи у детей с задержкой речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Педиатры и неврологи отмечают увеличение количества детей с задержкой речевого развития при сохранном слухе и интеллекте. Задержка речевого развития - это медицинский диагноз, поэтому специалисты медицинской области назначают таким детям специфическое лечение. Большую роль в процессе «растормаживания» речи неговорящего ребёнка играют занятия с родителями в домашней обстановке. Если ребёнок посещает детский сад, то в этот процесс включается работа воспитателя по развитию понимания чужой и собственной речи, различению звуков, развитию фонематического слуха, накоплению словарного запаса, навыков владения грамматическими конструкциями, а затем формированию и построению собственной фразовой речи.
Работа воспитателя по развитию импрессивной и экспрессивной стороны речи у детей с задержкой речевого развития состоит из нескольких этапов.
1 этап. Развитие понимания речи.
2 этап. Стимуляция речевого общения.
3 этап. Совершенствование произносительной стороны речи.
4 этап. Развитие фонематических процессов.
5 этап. Развитие мелкой моторики.
6 этап. Обогащение пассивного словаря и активизация активного словаря.
7 этап. Формирование грамматического строя речи.
8 этап. Формирование фразовой речи.
Для реализации первого этапа воспитатель должен развивать понимание речи с опорой на совместную со взрослым деятельность, создавать наглядные ситуации и игровые действия.
Воспитатель должен учить детей выполнять словесные инструкции и развивать процессы саморегуляции. Вопросы и задания должны быть корректны и понятны детям, находится в контексте ситуации или действия.
Для повышения интереса ребенка можно использовать куклы и игрушки-помощники.
На этапе стимуляции речевого общения воспитатель должен организовывать и поддерживать речевое общение неговорящих детей на занятиях и вне занятий. Педагог должен побуждать внимательно слушать других детей. Обращать внимание на содержание высказывания других детей.
Неговорящий ребёнок должен больше общаться с другими детьми. Поэтому воспитатель вовлекает их в игры с другими детьми, создаёт ситуации, когда ребёнок будет хотеть строить собственное речевое высказывание. Так же воспитатель в общении с неговорящими детьми должен побуждать их на постоянный речевой контакт со взрослым человеком.
Неговорящих детей нужно приучать к тому, что все дети их партнёры. Конфликтную ситуацию можно решать с помощью невербальных действий. Так же в конфликтной ситуации у ребенка появляется мотивация к речи.
На этапе совершенствования произносительной стороны речи воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику, выполняет упражнения для развития правильного речевого дыхания. В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:
соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3,
пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
1. «Ветер дует». Привязать на нитки листики деревьев. Держим нитки в правой и левой руке. Вдох через нос. Выдох через рот. Дуем на листики.
2. «Погреем ладошки». Руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-2- см. ото рта.
Дуть тёплым воздухом на ладони.
3. «Шарик». Стоя на полу. Ноги на ширине плеч. Обнять себя за плечи. Вдох через нос, развели руки в стороны – надули шарик. Выдох через рот. Свели руки, обняли себя за плечи – сдули шарик.
4. «Воздушный шарик». Выпускаем воздух из шарика. Вдох через нос. Медленно плавно выдыхаем воздух, произнося звук С.
5. «Футбол». Из влажной ваты скатать шарик диаметром 4-5 см. На середину стола ставим два кубика. На расстоянии 10-15 см. Садимся напротив ребёнка. По очереди забиваем «мяч» в ворота соперника. Постепенно расстояние между кубиками уменьшаем.
6. «Самолётики». Бумажные самолётики выставить на стол. Дуть на каждый самолётик по отдельности. Какой самолётик улетит дальше всех.
7. Вдох через нос. Выдох – произносим цепочку слогов ха-хо-ху-хи на одном выдохе.
8.«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
9. «Каша варится». Вдох через нос. Выдох – произносим пых-пых-пых-пых.
10. Для развития направленной воздушной струи использовать свисток, губную гармошку, дудочку.
11. «Надуем футбольный мяч». Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Ребёнок сидит на стуле. Плечи расслаблены. Одна рука на животе. Через нос делаем вдох, надувая живот.
При правильном выполнении упражнения рука на животе приподнимается. Выдох через рот.
Воспитатель должен развивать просодическую сторону речи у неговорящих детей : голосовые характеристики (высота, сила, длительность речевого высказывания, тембр голоса) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузацию).
Игровые упражнения для развития тембра и высоты голоса.
1. «Угадай, кто позвал». Воспитатель предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал.
2. «Шмель и пчелка». Воспитатель низким голосом длительно произносит звук Ж изображает полет шмеля. Высоким голосом изображает полёт маленькой пчёлки. Затем просит ребёнка повторить полёт шмеля и пчёлки.
3. «Гудок паровоза». Воспитатель изображает гудок паровоза. Паровоз далеко – «ту-ту-ту-ту» произносит тихо. Потом громче, ещё громче, очень громко. Затем голос слабеет – поезд удаляется. Просим ребёнка повторить гудок паровоза на разных степенях громкости.
4. «Усиление голоса». Воспитатель только артикуляцией губ показывает произнесения гласного звука (например О, затем – шепот- тихо – громко. Просит ребёнка повторить.
5. «Ослабление голоса. Воспитатель произносит звук О сначала громко, затем тихо, переходит на шепот и беззвучную артикуляцию. Просит ребёнка повторить
6. «Повтори так-же». Воспитатель предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий объект. Затем ребенок воспроизводит звуки или звукосочетания различным по силе голосом (громко-тихо). Для этого можно использовать звуки, которые издают животные.
7. «В гостях у сказки». Воспитатель читает детям сказку «Три медведя». Затем меняя высоту голоса: низкий, средней высоты, высокий голос произнести фразы: «Кто сидел на моём стуле?»,
«Кто ел из моей чашки,», «Кто спал в моей постели?».
Упражнения на формирование темпо-ритмической организации устной речи.
- Воспитатель воспроизводит с ребёнком простые ритмы отстукивая по барабану и рукой по столу. (1 -1, (1 – 1 – 1, (1 – 11, (11 – 1, (11 – 11, (111 – 11, (111 – 11) и т. д.
- Воспитатель даёт ребёнку речевую инструкцию : «Стукни 2 раза, 3 раза», «Стукни 2 раза сильно, 2 раза слабо», «Стукни по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».
Развитие интонационной выразительности речи.
- Использование междометий. «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Используем картинки:
* Девочка упала, ей больно, она вскрикнула «Ой!»;
* Девочка разбила любимую мамину чашку. Она воскликнула «Ох!»;
* Дети скатились на санках с горки. Они кричали «Ух!»;
* Мальчики играли в войну. Они кричат «Ура!».
- Воспитатель читает ребёнку небольшой стишок без интонационного оформления. Затем этот же стишок читает с интонационной выразительностью.
- воспитатель с повествовательной интонацией произносит ребёнку какую-либо фразу. Затем произносит фразу с вопросительной интонацией. Педагог подбирает фразы, которые произносит с чувством восторга, гнева, сожаления или радости. Так же воспитатель знакомит с побудительной формой произношения фразы.
Развивать интонационную выразительность можно на использовании малых фольклорных форм (потешек, пословиц, поговорок, загадок, чтением стихов, постановкой игр-драматизаций.
Развитие фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия).
Работа по развитию фонематических процессов начинается с развития слухового внимания, восприятия и памяти.
Воспитатель должен развивать и поддерживать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира. Для это воспитатель знакомит ребёнка со звуками, которые издают различные предметы:
- бумага шуршит, колокольчик звенит, свисток свистит, постучите по столу, ладошки хлопают, ножки топают;
- детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка, металлофон и другие);
- «Звучащие коробочки». Насыпать в пластиковые коробочки крупу, горох, фасоль, металлические болтики. При встряхивании каждая коробочка будет издавать свой звук;
- во время прогулки попросите прислушаться к окружающим звукам (шум ветра, шелест листьев деревьев, шум машин, сигналы машин и другие звуки);
- воспитатель познакомит ребёнка с голосами животных и учит подражать им;
- воспитатель проводит игры на узнавание различных звуков:
Игра «Слушаем тишину». Воспитатель просит детей посидеть тихо, закрыть глаза. Затем воспитатель просит детей открыть глаза и рассказать какие звуки они услышали;
Игра «Что ты слышишь?». Воспитатель просит ребёнка закрыть глаза и воспроизводит с помощью каких-либо предметов звуки. Затем ребёнок должен определить каким предметом воспитатель издавал звук.
Игра «Угадай чей голос». Воспитатель выбирает ребёнка-ведущего, поворачивает его спиной к другим детям. Воспитатель касается рукой кого-либо из детей. Ребёнок должен позвать ведущего по имени. Ребёнок-ведущий должен определить кто его позвал
- воспитатель учит воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам (громко – тихо, длинно – коротко, далеко – близко, высокий звук-низкий звук) :
Игра «Хлопки». Ребё нок повторяет ритмические рисунок: два хлопка – пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.
Игра «Близко-далеко». Воспитатель показывает ребёнку картинку с каким-либо животным, воспроизводит голос животного (например, собака) громко (собака близко лает, тихо – собака далеко лает. Ребёнок повторяет
- учить подбирать картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук.
Развитие мелкой моторики.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средство, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Воспитатель может использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев рук:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, которые называются пальчиковая гимнастика;
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, фасоли и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, липучек, молний, кнопок, карабинов, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.
4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д., разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.
Обогащение пассивного и активизация активного словаря.
Формирование пассивного словаря.
Неговорящий ребенок на 3 году жизни имеет в своём арсенале большой запас слов-названий предметов. Помимо этого, нужно вводит в лексикон слова, обозначающие величину, цвет, физические качества (холодный, горячий, гладкий, твёрдый, мягкий и т. д.). Можно уже вводить слова, обобщающие группу предметов: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты.
Развивайте у ребёнка словарь-признаков. Например, картинка с зайчиком. Расскажите ребёнку, что зайчик маленький, беленький, пушистый, ушастый, трусливый и т. д.
Словарь действий:
- используются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Саша вчера ходил в детский сад, Саша сегодня идёт в детский сад. Саша завтра пойдет в детский сад;
- игра «Кто как голос подаёт?». Собака лает. Кошка мяукает. Корова мычит. Петух кукарекает. Свинья – хрюкает. Лягушка квакает. Мышка – пищит. Тигр – рычит. Ворона – каркает.
- Игра «Кто как передвигается?». Воспитатель показывает картинки с животными. «Что делает птица?», «Птица летает»; «Что делает лягушка?», «Лягушка прыгает»; «Что делает черепаха?», «Ползёт»; «Что делает рыба?», «Плывет».
Активизация пассивного словаря.
У ребенка 2-4 лет является главным не постановка звуков, а накопление и активизация словарного запаса. У ребенка появляются в речи слова. Это названия предметов, цвета и размер предметов. Использует некоторые части речи.
Воспитатель использует с своей деятельности следующие игры: «Найдем предметы одного цвета», «Найдем предметы похожей формы», «Сравним предметы по величине», «Много-мало».
Развитие словаря по родовым признакам: посуда, мебель, фрукты, овощи, одежда и др. Используем упражнение «Что лишнее?».
Видовое различение слов: одежда для мальчика, одежда для девочки.
Знакомство с понятиями «Части – целое». «Части тела человека», «Детали одежды», «Части машины».
Развитие словаря действий :
- установление связей между предметом и действием с ним. Ребенок должен ответить на вопрос «Что делать?». «Что делать с одеждой?», «Что делать с грязными руками?», «Что делать с хлебом, чтобы его съесть?», «Что сделать с крупой, что бы получилась каша?»;
- установление связи между профессией и действием: Игра «Кто что делает?». Воспитатель показывает картинки, называет профессию человека и что он делает. Врач – лечит, продавец – продаёт, повар – готовит, водитель – водит, певец – поёт, танцор – танцует и т. д. ;
- игра «Какой этот предмет?». Воспитатель показывает картинку или какой-либо предмет. Просит описать этом предмет подбирая слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?
- игра «Скажи наоборот?». Воспитатель показывает картинки: «Мячик большой – мячик маленький», «Мальчик весёлый – мальчик грустный», «Руки чистые – руки грязные», «Суп горячий – мороженое холодное», «Арбуз тяжелый – яблоко лёгкое», «Днём светло – ночью темно».
Формирование грамматических форм :
Воспитатель формирует у ребёнка процессы словоизменения и словообразования.
Словоизменение:
- образование существительных множественного числа в именительном или родительном падеже. Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета. Например: мяч, кукла, котёнок. Затем показывает картинку, где изображено несколько этих предметов. Закрывает картинку листком бумаги и произносит нет мячей, нет кукол, нет котят. Просит ребёнка повторить.
- образование существительных в единственном числе. Воспитатель ставит на стол кубик, комментируя свои действия. Убирает кубик и произносит «Стол без кубика». Воспитатель показывает картинки: девочка кормит ежика. «Кому девочка даёт молоко?». Мальчик держит портрет мамы. «Кого нарисовал мальчик?». Папа забивает в стену гвоздь. «Чем папа забивает в стену гвоздь?»;
- использовать в речи предлоги : на, под, из, в, за, перед, к.
Картинки: Кот сидит на крыше. Девочка идёт под зонтом. Воспитатель просит ребё нка выполнить инструкции: «Достань игрушку из коробки». «Положи игрушку в коробку». «Положи игрушку за коробку». «Поставь игрушку перед коробкой». «Иди к игрушке»;
- использовать в речи прилагательные в женском, мужском и среднем роде: голубой мяч, голубая лента, голубое небо и т. д. ;
- согласование существительных с числительными: один мяч – два мяча - пять мячей, одна машина – две машины – пять машин, одно дерево- два дерева – пять деревьев;
- наречия : внизу, вверху, хорошо, быстро, сегодня, вчера, утром, вечером, здесь, там, очень, много, около.
Словообразование:
- образование названия детё нышей животных: у лисы – лисята, у медведя – медвежата, у ежа – ежата, у зайца – зайчата, у волка волчата, у белки – бельчата, у кошки котята, у собаки щенки;
- образование относительных прилагательных: стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный, самолётик из бумаги – бумажный, шапка из меха – меховая, сок из яблок – яблочный;
- образование существительных с уменьшитель но-ласкательными суффиксами: машина – машинка, кукла – куколка, заяц – зайчик, лиса – лисичка, стол – столик, стул - стульчик;
- образование глаголов с помощью приставок: подходит к дому, заходит в дом, выходит из дома, переходит через дорогу, въезжает в гараж, выезжает из гаража, переезжает через мост, объезжает гараж;
Формирование фразовой речи.
Для формирования фразовой речи воспитатель использует все ресурсы предметно-пространственной среды группы: игровое и дидактическое оборудование, познавательно-речевой уголок, уголок театрализации, уголки для сюжетно-ролевых игр.
Игровое и дидактическое оборудование.
- игра «Что делает кукла?». «Кукла сидит за столиком», «Кукла пьёт чай», «Кукла лежит в кроватке»;
- игра «Что делает грузовик?». «Грузовик везёт кубики», «Грузовик везёт игрушки» и т. д. ;
- игра «Оденем куклу на прогулку»;
- игра «Мамина помощница»;
- игра-драматизация с игрушками»;
- настольно-печатные игры, пазлы. Воспитатель просит ребё нка отвечать на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Что ты собираешь?», «Что ты собрал?», «С кем ты играешь?» и т. д. ;
- в познавательно-речевой уголке воспитатель собирает материал по лексическим темам, картотеку с описанием игр. Например, «Жадина», «Поварёнок», «Назови правильно», «Из чего – какой?», «Четвёртый лишний», «Расскажи по плану», «С какого дерева плод?», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Назови ласково», «Оденем Таню», «Помоги повару»;
- воспитатель в уголке театрализации привлекает ребёнка к участию в настольном или кукольном театре. Ребёнок выбирает роль какого-либо сказочного персонажа. Таким образом развивается монологическая речь. Если привлечь к сценке других персонажей, то будет развивать диалогическая речь;
- большую роль в развитии фразовой речи играют сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Семья», «Магазин» «Парикмахерская» и другие. Воспитатель привлекает неговорящего ребёнка в игру с другими детьми. В ходе игры ребёнок сопровождает речь собственной практической деятельностью. Развиваются навыки планирования и словесной регуляции своей деятельности, подведение итогов своей деятельности.
Таким образом воспитатель формирует у неговорящего ребёнка навыки планирования словесной регуляции деятельности и все компоненты связной речи. Ребёнок учится корректировать и подводить итоги своей деятельности, что будет способствовать развитию процессов саморегуляции и подготовке к обучению в школе.