Гюзель Альбертовна
Консультация «Психологическая профилактика компьютерной зависимости»
▼ Скачать + Заказать документы
Из НПК. Мое выступление перед психологами республики.
По работе в институте повышения квалификации учителей мне приходилось не только вести всю республику (отправлять заявки, принимать по списку, выделять кабинеты, набирать тексты на свидетельства каждому учителю, тренеру, директору и др., кто работает с детьми и подростками, ставить печать и сдавать на подпись, после этого мы передавали кураторам - вот такая функция была у меня как у методиста-лаборанта, нас было двое - я и моя начальница - правые руки ректората (это для информации, как это работает) Для себя же - часть портфолио.
Публикация «Консультация „Психологическая профилактика компьютерной зависимости“» размещена в разделах
- Компьютер и дети. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Мои работы одного года, 2007
Предлагаю один из других работ и статей для НПК.
Научно-практическая конференция, 2005
Алкинская Г. А., аспирантка, специальный психолог
Психологическая профилактика компьютерной зависимости
Пагубные привычки или пристрастия к чему-либо (addiction) в последнее время приобрели новые формы. С интенсивной компьютеризацией школ в промышленных городах, доступностью интернет-технологий для российских школьников все больше становится реальным формирование компьютерной зависимости у учащихся. Статистики по проблеме Интернет – аддикции, компьютерной зависимости среди российских школьников практически нет. (Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде – 2005).
Отечественными психологами аддиктивное поведение понимается как: «пагубная привычка, порочная склонность - одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности.» [ Войскунский А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции /2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М. : Экопсицентр РОСС, 2000, c.9].
В работах А. Е. Личко, Н. Я. Иванова, В. В. Шабалиной зависимость рассматривается исключительно с точки зрения применения химических веществ, другими словами как физическая аддикция. Хотя в последнее время появляется тенденция к расширенному пониманию аддикции, как поведенческой зависимости, ее психологической формы. Один из современных исследователей такого рода аддикции, а именно компьютерной зависимости, А. Е. Войскунский пишет о том, что для квалификации аддикции достаточно эмоциональной привязанности человека к тем ощущениям и чувствам, которые дарит следование аддиктивным формам поведения. [с. 251-253]
Проблема компьютерной зависимости широко освещалась в исследованиях зарубежных психологов М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Основными симптомами компьютерной аддикции, по мнению вышеуказанных авторов являются:
- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе и игр, так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими психостимуляторами;
- готовность удовлетворятся нерегулярной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
В начале 80-х годов прошлого столетия немецкие, а затем и в 1984 году американские психиатры признали неконтролируемую зависимость от игры (в том числе и компьютерной) заболеванием, связанным с нарушением психики. В ходе исследований они выяснили, что существует определенная категория людей, обладающих повышенной азартностью в сочетании со слабой волей; у которых часто развивается болезненная зависимость от игры — лудомания (ludus (лат.) — игра, или игромания.
Медики утверждают, что лудомания - не просто психологическое заболевание. Оно сопровождается конкретными биологическими изменениям организма: клетки мозга, "попробовав" эйфорию от игры, у человека формируется навязчивое влечение к игре.
Они отмечают, что злоупотребление компьютерными играми приводит к дезадаптации и повышению уровня тревожности. Человек теряет способность сочувствовать, сопереживать, становится замкнутым, резко снижается либидо. Во многих играх игрок учится выживать в сложнейших ситуациях и лабиринтах, и, чаще с оружием в руках. Без насилия и жестокости здесь не обойтись. Подобное душевное состояние становится благодатной почвой для развития преступных наклонностей. Если такому человеку необходимо достать деньги для продолжения игры, то он не остановится ни перед чем.
Какие категории людей легче поддаются зависимости от копьютерных игр : одни из них — те, кто попадает в зависимость от выброса адреналина или чувства эйфории, сопровождающего игру, человек с изначально низким содержанием эндорфинов в крови. Люди творческие, с тонкой психической организацией, склонные к импульсивности, быстрее других заражаются игроманией из-за неспособности контролировать эмоции. Другие — те, кто старается забыть о проблемах, заглушить боль и тревогу и страдает болезненным недостатком эндорфинов — «гормонов радости». Эти еще чаще идут на риск, нередко сопряженный с криминалом. И, наконец, третьи — гэмблеры — психически больные люди «с нездоровым блеском в глазах».
А можно ли и, главное, нужно ли бороться с такой зависимостью? Конечно, нужно, потому, что любая попытка избежать реальных проблем уводит человека из социума.
Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы «на потом». Этот уход может осуществляться самыми различными способами, в данном случае, и компьютерными играми.
Как им помочь? Кто этим должен заниматься? Этим занимается общество: учителя, медики, психологи и социальные работники, родители (на начальной стадии – диагностировать и проводить профилактические беседы, коррекцию состояний (тревожности, страхи, соматических заболеваний (от тяжести которых возможны дезадаптации в обществе и изменение мировоззрения и как защитная реакция увлечение играми на компьютере, а при запущенной стадии – здесь желательно проконсультироваться с врачами). Словом, различными индивидуальными видами коррекции, при необходимости вмешательство медиков.
К примеру, Центр доктора Калашникова в Санкт-Петербурге - лечение алкоголизма, диагностика и профилактика наркомании, никотиновой зависимости, патологического азарта, устранение компьютерной зависимости (Доктор психиатрии Калашников Б. С.).
Положительный результат возможен только при желании и осознании необходимости в коррекции самим игроком. Как же мы можем помочь подрастающему поколению? В первую очередь через образование. Ведь здоровье молодежи – залог успешного образования. А образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов решения данных задач, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами. Профилактическая работа осуществляется путем оказания психоконсультативной помощи, психотренингов, применения информации от средств массовой информации, рассказывающих о возможных последствиях чрезмерного увлечения компьютерными играми, самими участникаи непосредственно на форумах в сети Интернет ( МО Пермского края к 9 апреля 2007: edu.perm.ru : «В форуме появились новые темы для обсуждения.
Одна из них связана с профилактикой компьютерной зависимости. Предлагаем поделиться Вашим опытом профилактики и коррекции гэмблинга».). Среди учащихся проводить разъяснительную и профилактическую работу, пояснить, что игровая (в том числе и компьютерная) зависимость сродни наркотической и алкогольной. Психологам помочь администрации взять под свою опеку подростков и проводить с ними профилактическую работу (занятия по интересам, спортклубы, различные кружки). При выборе психопрофилактических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная - в школьном возрасте, познавательно-трудовая - в подростковом) и в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Эффективным способом при работе с детьми, склонными к зависимостям игрового характера является формирование осознанного отношения у школьников к своему физическому и психическому здоровью и важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации и профилактике компьютерной зависимости.
26.04.2007