Ася Кузьмина
Консультация психолога для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе? Проверим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок скоро станет школьником. Каждой семье важно, чтобы их ребенку было интересно учиться, чтобы одноклассники с ним дружили, а учителя радовались его любознательности. Поэтому перед новым учебным годом редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе.
Публикация «Консультация психолога для родителей: „Готов ли ваш ребенок к школе? Проверим!“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
За этим вопросом скрывается много разных чувств: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе), социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других), сомнения в эффективности занятий по подготовке к школе (чему стоит уделить бОльшее внимание), волнения, связанные с особенностями физического развития ребенка (например, лечение хронических заболеваний, коррекция остроты зрения) и многое другое.
Общеизвестно, что поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости.
Действительно ли готов ребенок к школе? Есть список вопросов*, который поможет родителям самостоятельно это проверить:
1. Есть ли у ребенка хронические заболевания?
Если ребенок часто простужается и подхватывает инфекционные заболевания, то из-за частых пропусков уроков ему будет сложно осваивать учебную программу. До сентября еще есть время заняться оздоровлением организма, посетить необходимых врачей.
Если же ребенок здоров, то важно также уделить внимание его физическому развитию. Например, следите за его правильной осанкой, прогулками на свежем воздухе, приучайте к соблюдению режима дня.
2. Уровень речевого развития - важный фундамент для школьного обучения!
Для качественного формирования письменной речи у ребенка должна быть хорошо развита устная речь. Так же важно отсутствие дефектов дикции, логоневрозов (заикания). Если ребенок стесняется говорить, замыкается в себе из-за дефектов произношения, то необходима консультация логопеда.
3. Развиты ли в достаточной степени познавательные процессы?
Возможно в «домашних условиях» проверить некоторые ВПФ (высшие психические функции):
• чтобы проверить словестную память, достаточно назвать пять слов, и попросить ребенка повторить их.
• проверить способность детей удерживать внимание можно при помощи детской странички в журнале, где печатаются лабиринты. Пусть ребенок пройдет по нему от начала и до конца.
• проверить логическое мышление можно, спросив у будущего первоклассника, чем отличается, например, огурец от помидора или птица от самолета?
• кроме этих заданий предложите ребенку раскрасить картинку (не выходя за контур изображения, срисовать узор из геометрических фигур по вашему образцу.
Если ребенок испытывает серьезные трудности при выполнении этих заданий или при срисовывании, раскрашивании, то желательны развивающие занятия.
4. Наработаны ли навыки нахождения в коллективе?
Несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. К моменту поступления в школу ребенок уже должен усвоить, что общество живет по определенным правилам, которые придется выполнять, что существует понятие дисциплины. Например, умеет ли он есть в столовой, общаться с взрослыми и детьми? А так же самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом?
5. Хочет ли сам ребенок идти в школу?
Если нет или хочет, но при определенных условиях (например, что за это купят новый гаджет), то значит, у него не сформирована как потребность узнавать новое, так и мотив успеха в учебе. Но без этих установок ребенку будет крайне трудно не только «просто сидеть на уроке», но и внимательно слушать задания учителя и выполнять их.
Не страшно, если один-два ответа окажутся отрицательными. Педагоги, логопеды, психологи помогут сформировать нужные качества и умения. Но задуматься о целесообразности обучения в текущем году стоит в том случае, если большинство ответов на вопросы отрицательны.
Что могут сделать родители для подготовки ребенка к школе?
• читайте ребенку книги, беседуйте о прочитанном;
• отвечайте на вопросы ребенка и задавайте их сами;
• готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;
• научите ребенка собирать свой рюкзак - расскажите, что нужно с собой брать и куда лучше это класть, чтобы было удобно;
• составьте и соблюдайте режим дня (близкий к школьному);
• подготовьте дома рабочее место школьника;
• верьте в своего ребенка, хвалите в случае даже маленьких успехов и поддерживайте в случае неудач (но не делайте его работу за него).
Чего делать не стоит:
• Превращать ребенка раньше времени в ученика.
Почему? - большое количество занятий и меньше возможности играть и общаться со сверстниками негативно влияет на мотивацию обучения в школе;
• Формировать отрицательное отношение к школе.
Почему? - пугать будущими трудностями в школе неэффективно. Как верить первокласснику в себя, если родители уже в него не верят?;
• Активно учить читать, писать.
Почему? - важно развивать речь и мелкую моторику рук, понимание словесных инструкций; то есть важен не объем, а качество знаний и умений, их осмысление, а не механистическое запоминание;
• Наказывать и отчитывать при ошибках.
Почему? - не уличайте в неумении, а помогайте найти правильные пути решения при ошибках;
• Предъявлять разные требования (иногда даже исключающие друг друга) к ребенку (и его школьной подготовке) в семье.
Почему? - разные позиции взрослых требуют от ребенка «приспособления», что приводит к потере доверия, страхам, нарушениям здоровья и проигрышу всех членов семьи на пути важного этапа - перехода от дошкольного к школьному периоду развития.
*Данные вопросы не являются психологическим тестированием. Диагностика готовности к школьному обучению (школьной зрелости) может быть проведена только психологом на основе валидизированных методик.