Марина Смирнова
Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовить старших дошкольников к обучению к школе – одна из главных задач воспитателей.
Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением писать и читать, писать и оперировать числами в переделах десятка, т. е. тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это еще не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Готов ли ребенок к школе?“» размещена в разделах
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте.
Таким детям, непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90% первоклассников). Данные опросов учеников первого класса показывают, что от школы они ждут в первую очередь возможности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице, «не спать днем», «гулять, когда ребята в садике еще не вышли». Детям нравятся занавески на окнах в классе, «вкусные булочки», «перемены, где бегают», тетрадки с котенком на обложке», и т. д. Эти ответы свидетельствуют о том, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята.
Что же нужно сделать? Воспитатель еще в старшей или подготовительной группах может объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают только в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами, картинки из школьной жизни для обсуждения. Например, на одной картинке нарисована девочка, делающая уроки, на другой – два мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей – стол с книгами и ящик с игрушками, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребенка, какая картина ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он выбрал бы сейчас – уроки или игрушки, а что – когда пойдет в школу…
Можно разложить на отдельном столике в группе книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители) : «Почему звездочки светят?» Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Всё это вы узнаете в школе».
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.
Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе недостаточно, необходима психологическая готовность.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатель, психолог и сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник :
- заниматься одним делом (не обязательно интересным, в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания – например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);
- действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок – квадрат, кружок – квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия вверх-вниз, над – под, направо – налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, три направо, три вниз» и т. д.);
- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше – позже, сначала – потом, одинаковое – разное;
- запоминать короткие стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми, соблюдать приятые в общении правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, принимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину ( например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один»). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Педагогам необходимо давать родителям рекомендации, как реагировать на аффективные вспышки, ребенка, - помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным, застенчивым. Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом–втором классах. Такие дети вряд ли смогут готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Поэтому «продленка» здесь нежелательна, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированным, посильными ему нагрузками и помощью взрослых.
Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов, как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности.
В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.