Лариса Перфильева
Консультация «Предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образования в ДОО повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего
эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в
самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов,
позволяющих ребенку более полно проявить себя, свою активность.
Интегративным результатом реализации указанных требований является
создание развивающей образовательной среды.
Публикация «Консультация „Предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающая предметно- пространственная среда несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Особое внимание необходимо уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру, обогащая её такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева (известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.
На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится игровое и дидактическое оборудование, которое включает наглядный, раздаточный и иной материал, обеспечивающий более высокий уровень развития детей. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Они должны подталкивать дошкольников к самостоятельным исследованиям. Наглядный, дидактический материал в центрах меняется, согласно лексической теме. Насыщая групповое пространство, педагоги должны позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь.
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в группе оформляется центр речевой активности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.
Для развития лексико-грамматической стороны речи (предметные и сюжетные картинки для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме, схемы для составления описательных рассказов по плану)
Для коррекции звукопроизношения (картинный материал для артикуляционных гимнастик, зеркало для индивидуальной работы рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомы со сказками для артикуляционной гимнастики, альбомы с чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков. Здесь же находятся игрушки на развитие физиологического дыхания, и др).
Для развития мелкой моторики имеются (маленькие мячи ребристые карандаши, грецкие орехи (массаж, пальчиковый бассейн, матрешки, мозаики, конструкторы, лего, пазлы, различные шнуровки, пристегивание, картотека пальчиковых игр и др).
Для подготовки к обучению грамоте (магнитная доска, комплектом цветных магнитов, указкой, учебными планшетами: «Характеристика звука» и «Друзья-Звуковички» магнитная азбука, слоговые часы).
Для пополнения речевого центра можно с помощью деталей конструктора ЛЕГО своими руками изготовить пособия. Включая в занимательную деятельность элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным. На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются Лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются сыпучие материалы. Человечки в красных платьицах изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных костюмчиках дети помещают сыпучие материалы (например, горох и манку). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Настоящей находкой для развития речи дошкольников - синельная проволока. Работа с проволокой кропотлива, а фигурки, иллюстрирующие рассказы, выполняются только после прослушивания текста, а не по ходу повествования, зато появляется возможность их дальнейшего обыгрывания: перемещение фигурок, изменение их поз, положение отдельных фигурок относительно друг друга. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, это облегчает запоминание детьми текстов сказок, в них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий. Начать можно с речевых игр в которых, дети будут «оречевлять» персонажей.
Использование в развитии речи дошкольников камешков Марблс способствует умению вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты; дают возможность самовыражения детей, тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.
Игровое пособие «Гонзики веселые глазки». Используя данную технологию, кисть руки ребенка приобретает хорошую подвижность, гибкость, у детей исчезает скованность движений. Самомассаж с «Гонзиками» способствует развитию связной речи у детей, его можно сопровождать стихотворным текстом.
Так же для речевого центра совместно с детьми можно изготовить коллаж из сказок. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
Для лучшего запоминания стихотворений можно изготовить пособие «Волшебные колечки». Н-р стихотворение
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!
Определяем опорные слова – существительные, они и будут «колечками».
Дальше проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Трамвай с дугой (Что это за дуга).
Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.
“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных а подводных крыльях.)
Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.
Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
«Колечки» можно использовать при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов.
С помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
• у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи;
• расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
• активизируется словарный запас;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Следующий центр активности Центр «сюжетно-ролевой» игры или центр драматизации. В нем развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты. Очень важно помнить, что творческая драматизация и игра, особенно у маленьких детей, не может быть изолирована или ограничена определенным местом и временем. Очень интересные и содержательные «драматические» игры дети, по сути, могут разыгрывать и в строительном центре, и в центре песка и воды. Строя самолет, дети разыгрывают роли летчиков, купая, вытирая и одевая куклу в центре песка и воды, дети спонтанно разыгрывают роль мамы. Для дошкольников игра – это идеальная арена для эмоционально насыщенного и осмысленного обучения. игра выступает как приоритетная форма деятельности, содержательная работа детей в центрах активности – это и есть обучение через игру и целенаправленное познание. Играя, дети открывают для себя что-то новое, через игру и поисковую деятельность они учатся учиться. Поэтому, можно смело планировать и рассчитывать на развитие детей во всех областях деятельности в центре сюжетно-ролевой игры.
Влияние на развитие.
• развивает активную и пассивную речь;
• помогает детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;
• способствует развитию всех пяти чувств;
• увязывает между собой различные представления;
• учит решению проблем;
• стимулирует творческое начало, креативность;
• развивает самооценку и самоуважение;
• учит способам выражения эмоций и чувств.
Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции - питает креативность, любознательность, воображение и развивает речь.
Слово является для ребенка одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов и выражает их по-своему, другими словами, доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления на рисунках.
Ведь недаром Л. С. Выгодский называл детское рисование "графической речью".
Обличая мысль в слово таким образом, чтобы она стала понятной окружающим - вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок ребенка имеет уникальное значение. А педагог должен постараться любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок. Когда таких рисунков и рассказов наберётсядостаточное количество –можно сделать из них книжку.
А ещё каждому ребенку нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая работу детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя.
Влияние на развитие.
• канал для выражения чувств и собственных представлений о мире
вокруг себя;
• чувство удовлетворения от создания собственного продукта;
• развитие крупной и мелкой моторики, тактильного восприятия;
• возможность сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;
• развитие творческого самовыражения;
• формирование способности ценить культурное и художественное наследие.
Центр песка и воды. Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Не для кого не секрет, что почти у каждого второго дошкольника старшего возраста имеются проблемы с речью. Ребенок старшего дошкольного возраста начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутым, молчаливым, нерешительным. На помощь педагогу приходят занятия в этом центре. Дети получают большое удовольствие, а у педагога – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи. Строя картины из песка, придумывая различные истории, педагог передаетдошкольникусвои знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Влияние на развитие.
• умение договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;
• дает возможность педагогам включаться в деятельность с вопросами, способствует развитию связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;
• активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.
Центр науки и естествознания. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?».
Влияние на развитие.
• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
• развитие речи и других коммуникативных навыков;
• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы.
Центр строительства. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Здесь начинаются первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения.
Эффективным средством речевого развития является создание мини-музея, где любой экспонат может подсказать тему для интересного разговора. Ведь музей - это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей, а значит стимулятор речевой активности дошкольников.
Э. П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду».
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Только продуманный подход педагога к насыщению и содержанию всех групповых центров, позволит дошкольнику испытывать и использовать свои способности, позволит ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Что соответствует Целевым ориентирам, четко обозначенным ФГОС дошкольного образования.
Грамотная организация познавательно-речевой развивающей среды :
- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.