Ирина Казакова
Развивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольников
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А. Маркушевич)
В наши дни, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать, их в дошкольном возрасте призваны математические центры в детских садах. Центр математики должен соответствовать уровню подготовки детей и их возрастным особенностям.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда, Центр логики и математики „Познавай-ка“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2021
Цель: создать условия и возможности для развития у детей математических представлений умений и навыков согласно возрастным особенностям.
Задачи организации математического центра:
• пополнение группы материалами и оборудованием, формирующими математические представления дошкольников;
• организация работы по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Систематизация всех необходимых наглядных и дидактических пособий в одном месте упрощает работу, как воспитателя, так и детей, которые несколько раз в день проходят мимо такого уголка. Информация, расположенная в нем, автоматически откладывается в их сознании;
• повышение интереса детей к математике, при красочном оформлении центра, это привлечет внимание даже тех, у кого есть проблемы с ФЭМП;
• математический уголок развивает у детей интерес не только к обычным играм, но и к тем, где требуется проявление мыслительных способностей;
• формирование способности работать в команде, там, где трудно справиться в одиночку. Например, при сложении картинки из геометрических фигур;
• предоставление детям возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия и т. д. Играть индивидуально или совместно с другими детьми.
• математический центр должен соответствовать уровню подготовки детей и их возрастным особенностям.
Требования к математическому центру.
Важным шагом в проектировании среды - является расположение центров в групповой комнате. Создавая центр математики в группе, воспитатель в первую очередь продумывает, где он будет расположен, из чего состоять, чем наполнен и как украшен. Центр математики должен быть расположен в доступном для детей месте на освещенном участке группового пространства. В моей группе математический центр подразделяется на два сектора: познавательный и игровой. Игровой сектор я расположила у окна, и дали ему название «Познавай - ка».
Непременным условием развития детских математических способностей является обогащенная предметно - пространственная среда. Создавая её, главное, на что нужно обратить внимание, - это общие требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ:
• Безопасность и охрана здоровья детей.
• Доступность, соответствие возрасту детей.
• Разнообразие.
• Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
• Создание условий для творческого самовыражения детей.
Необходимо с первого дня приучать детей убирать за собой, класть на свои места. Это поможет избежать беспорядка в центре и научит дисциплине.
Содержание центра.
Настольно печатные, дидактические игры.
Центр наполнен играми на воспроизведение знаний: «Направо – налево», «Всё о времени», «Кто в тереме живёт?», «Пальчики», «Юный математик». Имеются игры направленные на развитие смекалки, сообразительности: «Найди отличия», «В чём ошибся художник?», «Что сначала, что потом?», «Логические задачки» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. «Цвет и форма». «Игра с формой и цветом». «Формы». «Развивающее – лото». «Цвет, форма, размер».
Логические игры.
Важное место в центре занимают игровые материалы и пособия направленные на развитие образного мышления - воображения - комбинаторных способностей. Способствуют формированию представлений о форме и размере. Учат сравнивать. Развивают творчество, смекалку и сообразительность. Тренируют наблюдательность. Это игры: «Составь узор», «Собери квадрат», «Математический планшет», «Геоборд», «Игра Воскобовича», «Игры с палочками Кюйзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Танграмм».
Игровое оборудование.
Раздаточный материал.
Печатная развивающая продукция.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Наша задача в области формирования математических представлений является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовки к обучению в школе.