Мария Садовая
Консультация-практикум «Ознакомление несовершеннолетних с народным декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация-практикум для родителей и педагогов «Ознакомление несовершеннолетних с народным декоративно-прикладным искусством»
Цель:
дополнить знания педагогов о развитии творческих способностей детей через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
В изделиях народного декоративно-прикладным искусства собраны традиции и обычаи народов. Красочные изделия, расписанные мастерами входят в нашу жизнь с самого детства. По верованиям народов каждый символ который использовали в росписи имел свое магическое значение, и верили что такое изделие приносит силу и счастье в дом.
Публикация «Консультация-практикум „Ознакомление несовершеннолетних с народным декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основой для развития у детей творческих способностей, эстетического вкуса и художественных навыков является изучение народного декоративно-прикладного искусства. В предметах декоративно-прикладного искусства собраны эстетические идеалы традиций и обычаи народа. Ознакомление с декоративно прикладным искусством помогает педагогу решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог преподносит не только теоретические знания детям, но и учит видеть красоту, технику выполнения изделия, уважение к труду мастеров.
Для организации работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством используют такие формы как:
-теоретические знания (диалог, рассказы, беседы);
-практические здания (изучение материала для поделок, изготовление наглядного пособия, изделия);
-экскурсии (в музей для большего углубления в историю изделий);
-игровые занятия (проведение сюжетно-ролевых игр, участие в выставках, конкурсах);
-коллективное творчество (оформление интерьера группы).
Перед выполнением практического задания можно учесть возможность посещения музеев, где дети могут более глубоко познакомится с видами декоративно-прикладного искусства. При посещении музеев или выставок дети учатся не только рассматривать изделия, но и учатся самостоятельно сравнивать и находить сходства и отличия. На занятии по знакомству необходимо демонстрировать наглядный материал это могут быть посуда с росписью хохлома и гжель, дымковскую игрушку и т. д. при помощи, которых дети могут рассмотреть орнамент, увидеть форму изделия и ее особенности.
Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.
С детьми можно периодически проводить творческие занятия, на которых они могут сами придумывать узоры в стиле, какой либо росписи. Например, можно предложить нарисовать фартук в стиле хохломской росписи, из городецких цветов нарисовать сказочный букет, изобразить костюм Деда мороза в стиле росписи гжель и т. д. Это позволит ребенку больше углубиться в стиль и развить творческие способности при помощи создания композиции на свой вкус. Так же сделав занятие более интересным можно при помощи использования музыкального сопровождения и элементов театра, где дети могут окунуться в эпоху создания какого либо стиля народно декоративно-прикладного искусства.
Для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством можно применять в работе простые, но эффективные дидактические игры, которые очень нравятся детям. Они дают возможность качественней закрепить тот или иной промысел.
На занятии с детьми по видам росписи декоративно-прикладного искусства мы разбирали три вида росписи - хохлома, гжель и городецкая роспись, где мы разобрали особенности узоров и цветовой палитры. Я вам предлагаю поиграть в дидактические игры на закрепление данный видов росписи.
Дидактическая игра «Хохломской узор»
Цель: закрепление умений составлять хохломские узоры при помощи аппликации.
Материалы и оборудования: трафареты посуды, набор элементов хохломской и гжельской росписи, клей.
Педагогам предлагается элементы хохломской росписи при помощи, которых нужно выложить узор на посуде методом аппликации. Сложность состоит в том, что элементы хохломской росписи смешаны с элементами гжельской росписи, где нужно выбрать нужный элемент.
Дидактическая игра «Сервиз из гжели»
Цель: закрепление знаний о росписи гжель.
Материалы и оборудования: набор элементов хохломской и гжельской росписи, листы А4, клей.
Педагогам предлагается собрать сервиз из гжели, где элементы будут смешаны с другими видами росписи и разместить его на листе бумаги по своему усмотрению.
Дидактическая игра «Городецкие узоры»
Цель: закрепление росписи Городец.
Материалы и оборудование: картинки различных росписей.
Педагогам предлагается найти из предложенных картинок с росписями нужную им городецкую роспись.
По окончанию консультации педагогам раздаются памятки «Народное искусство детям»
Спасибо за внимание!