Папки-передвижки

Консультация-практикум «Развитие интереса у детей дошкольного возраста к культуре, народным традициям и промыслам»

Юлия Андросова
Консультация-практикум «Развитие интереса у детей дошкольного возраста к культуре, народным традициям и промыслам»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель консультации : обобщение знаний педагогов о культуре, народных традициях и промыслах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с особенностями русской культуры, народными традициями и промыслами;

- апробировать практические задания по приобщению дошкольников к культуре, народным традициям и промыслам на педагогах;

Развивающие :

Публикация «Консультация-практикум „Развитие интереса у детей дошкольного возраста к культуре, народным традициям и промыслам“» размещена в разделах

- развивать любознательность к культуре, народным традициям и промыслам;

- развивать внимание, память, воображение;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к культуре, народным традициям и промыслам;

- воспитывать позитивное отношение к народной культуре, традициям и промыслам.

Техническое оснащение: ноутбук, проектор.

Актуальность темы.

Слайд 1 В процессе глобализации стираются национальные границы, ее сторонниками приносится в жертву родная культура, традиции, что приводит к деградации своих национальных корней. Это может привести к потере чувства патриотизма и гражданской ответственности, незнанию того, чем же может гордиться русский человек. Забывая их, мы разрываем связь времён и поколений. Традиции отнюдь не включают в себя все, что делали предки. В основном, это все самое ценное и важное из практической деятельности, привычек и обычаев народа.

Актуальность темы также обусловлена некоторыми аспектами, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из принципов Стандарта является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Гордость за традиции, культуру и промыслы своего народа – это хорошее качество. Нужно бережно хранить русские обычаи, национальную атмосферу, русскую самобытность и дух России.

Информационное сообщение о культуре, народных традициях и промыслах.

Слайд 2 Сегодня мы уделим внимание одному из важнейших христианских праздников – Рождеству. Эта дата традиционно принимается православными церквями за день рождения Иисуса Христа.

7 января Рождество празднуют Русская православная церковь, Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Афонские монастыри, а также восточнокатолическая церковь и старообрядцы.

Рождество, так же как и Новый год – самые ожидаемые и радостные праздники не только для россиян, но и для всей планеты. Это логичное завершение определенного жизненного этапа, подведение итогов и, конечно, ожидание нового, неизвестного и, несомненно, лучшего. Пожалуй, это любимейший праздник детворы. Они уже догадываются, что Деда Мороза не существует, но все еще продолжают в него верить. Традиции и обычаи Рождества в России довольно интересны и разнообразны, давайте поговорим о них более подробно.

Но, прежде, отмечу, что та традиция, которая сложилась в нашем учреждении благодаря каждому из педагогов – широко праздновать Рождество в стенах детского сада, когда педагоги и дети наряжаются, есть Хозяин и Хозяйка, дети поздравляют друг друга, уделяют внимание своим младшим товарищам, - это именно тот шаг в необъятном мире, который позволяет верить и побуждает нас, взрослых, не забывать и напоминать младшему поколению о том, что традиции, культура – это все-таки что-то особенное, то, что не следует забывать и передавать в будущее.

Ход консультации-практикума :

Педагог – мастер: А сейчас я предлагаю окунуться в мир культуры и традиций Рождества!

Я предлагаю ответить на следующие вопросы:

1. Когда мы празднуем Рождество? (7 января)

2. Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество? (Иисус)

3. Где родился Христос? (в пещере, в яслях)

4. В каком городе родился Иисус Христос? (город Вифлеем)

5. Кто ходил по окрестным полям, охраняя свое стадо: коров, овец? (пастухи)

6. Кто явился перед пастухами? (блистающий ангел)

7. Назовите маму Иисуса. (Дева Мария)

8. О чем рассказал Ангел, о какой великой радости? (родился господь – Спаситель) .

9. Назовите один из подарков, которые подарили Младенцу мудрецы. (Золото, ладан или смирна).

10. В какой книге рассказывается правдивая история о Рождестве? (Библия).

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.

Педагоги – участники: отвечают на вопросы

Педагог – мастер:

Педагог – мастер: А сейчас предлагаю назвать традиции, обычаи, которые связаны с Рождеством.

Педагоги – участники: называют традиции и обычаи, связанные с Рождеством.

с Рождества начинаются Святки – 12 святых дней, связанных с рождением Христа. В этот период обязательно нужно веселиться и проводить время с хорошими мыслями в окружении семьи. Это дни, когда нужно отложить все заботы на остальную часть года и порадоваться от души явлению Сына Божьего;

по обычаю, утром семья шла в церковь и по возвращению накрывала праздничный обед.

еще с Сочельника принято колядовать, желать соседям всевозможного благополучия, петь праздничные песни, колядки;

некоторые парни и девушки сбиваются в группки, разодетые в торжественные наряды, неся с собой восьмиугольную звезду, маски Козы и Медведя;

также в этот день принято выметать злую силу из дома. Для этого хозяйка ошпаривала заранее заготовленный веник из крапивы и выметала им мусор из каждого укромного уголка и др.

Педагог – мастер: Молодцы! Теперь ваша задача – назвать приметы, связанные с Рождеством.

Педагоги – участники: называют приметы, связанные с Рождеством.

Приметы:

если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года;

если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-либо разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным;

если человек, идущий в церковь, споткнется, то через 12 лет, день в день, заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет»;

если оттепель - весна будет ранняя и теплая;

на Рождество Христово метель - пчелы хорошо роиться будут.

Педагог – мастер: Молодцы!

По одной из традиций Рождества, утром семья шла в церковь и по возвращению накрывала праздничный обед. Так как закончился Рождественский пост, к праздничному столу подавались непостные блюда, в честь 12-ти апостолов. А какие это блюда сейчас узнаем!

Слайд 7-18 Я буду показывать ряд блюд, а вы называть – это блюдо или нет. Если правильно называли – будет галочка зеленого цвета, если неправильное блюдо – красного цвета.

Кутья+

Блины+

Домашняя колбаса+

Икра -

Студень+

Жареный поросенок+

Заливная рыба+

Оливье -

Гусь с яблоком+

Утка с капустой+

Пироги+

Пряники+

Педагоги – участники: называют блюда.

Педагог – мастер: Отлично! Молодцы!

Педагог – мастер: Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во время зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение в языческие времена. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активны, а границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий.

В мешок, чашку или валенок прячутся предметы, затем девушки выбирают свой валенок или мешок. Выбор предмета символизирует жизнь в наступающем году.

А сейчас мы погадаем

И в корзиночку заглянем.

Что вас ждёт в этом году?

Кто сердится на судьбу?

В этой маленькой корзинке,

Что угодно для души.

Кому вынется, тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется.

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье

МОНЕТА – К богатству

ЩЕПКА – Крепкое здоровье

КАРТОШКА – Ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ – На пороге гость

СКРЕПКИ – К новым друзьям

Сахар – сладкая жизнь;

Рюмка– веселая жизнь;

Золотое кольцо – богатая жизнь.

Полотенце — далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие.

Хлеб —Богатство, достаток в твоём доме будет.

Колечко — Сей муку, пеки пироги, к тебе гости будут, а к ней женихи. (показ. на девочку)

Мыло- хорошее известие.

Педагоги – участники: выходят, выбирая нужный предмет

Педагог – мастер: В рождественские праздники люди играли в игры, ходили в гости, встречались на улицах, проводили время шумно и весело. Есть несколько старинных игр на Рождество, которые дошли до нашего времени. Некоторые, правда, немного в измененном виде. Например, «Ловец удачи», «Фанты», «Колядки», «Сметанка» и другие.

Давайте и мы поиграем в игру «Ловец удачи»

Традиция колядовать идет со времен язычества, и она очень веселит ребят. Ведь для того, чтобы отправиться на колядки, нужно продумать образ, сделать костюм, нарядившись в Бабу Ягу, Лешего или какого-то другого героя.

Нарядившись, кто во что горазд, дети отправляются по домам. Они стучат в двери, поют песенки, произносят небольшие стишки – колядки. Хозяева угощают их за это конфетами, пирогами, дарят маленькие подарки. Считалось, что тот, кто не пожелает угощать колядующих, обрекает себя на несчастливый год.

Предлагаю рассказать старинные праздничные стишки на Рождество.

Педагоги – участники: рассказывают

***

С неба ангел к нам спустился, и сказал: «Христос родился»,

Мы пришли Христа прославить, с праздником вас всех поздравить.

***

Мы маленькие детки, сломили по ветке,

В ограде стояли, Христа прославляли,

Рай отворился, Христос народился

***

Вот и снова Рождество – Сил небесных торжество:

В этот день Христос пришёл, Чтоб спасти наш мир от зол.

Слава вечная Ему, Побеждающему тьму. Поздравляем всей душой

C этой радостью большой.

Педагог – мастер: А какой праздник без ряженых? Одевайтесь, наряжайтесь (выносит атрибуты). Будем петь колядки. Вставайте в рождественский хоровод!

Звучат колядки, частушки.

Вставить частушки колядки

Педагог-мастер за активное участие угощает сладостями.

Педагог – мастер: (стоя в кругу) Спасибо за участие, я желаю вам творческих успехов в работе с детьми!

Публикации по теме:

Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образова-тельных организаций наблюдается повышение активного интереса к потен-циалу.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям через праздники и развлечения» Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем.

Консультация «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири» В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие исследовательского интереса детей дошкольного возраста Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам, обычаям» Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам, обычаям» В настоящее время.

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края» Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников интереса к традициям родного края» Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное.

Консультация «Приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья»Консультация «Приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья» Культура - это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Педагоги дошкольных.

Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста» Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приобщение дошкольников к народным традициям, историческому прошлому» Актуальность: В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум «Развитие интереса у детей дошкольного возраста к культуре, народным традициям и промыслам»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 22:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум «Развитие интереса у детей дошкольного возраста к культуре, народным традициям и промыслам»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Андросова (УИ 907603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД