Наталья Смуткина
Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям через праздники и развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость
и человеческое достоинство
Много лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду, и все эти годы мы вместе с детьми радуемся и грустим, поем и танцуем и
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям через праздники и развлечения“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
сегодня в своем выступлении я хочу рассказать, как стараюсь, делать жизнь в детском саду яркой, интересной, богатой впечатлениями. А помогают мне в этом праздники и развлечения, которые я вместе с воспитателями делаю незабываемыми, оставляя яркий след в душе ребенка, открывая окно в мир удивительных чудес,
Организации и проведению праздников я уделяю большое внимание. Стремлюсь использовать все средства приобщения дошкольников к истокам народной культуры, сохранению ее традиций, так как без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, поможет сохранить прошлое.
Цель моей работы в этом направлении :
Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни своего народа. Чтобы достичь цель я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре, через народные праздники и развлечения.
2. Формировать познавательный интерес через систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.
3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам,
4. Привлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс через совместное проведение мероприятий.
Работу провожу в трех направлениях с детьми, педагогами и родителями.
С детьми:
Это самое главное направление в моей работе.
Содержание проводимых мероприятий должно быть разнообразным и насыщенным. Поэтому на наших праздниках мы не только поем вместе с детьми, но и водим хороводы, играем на народных инструментах,танцуем и творим тоже вместе. Наши развлечения богаты танцами и народными играми. За последние годы традиционными стали календарные и общенародные праздники «Осенины», «Покровские посиделки», «К нам стучится новый год», «День Матери», фольклорные праздники «Рождество на мордовской земле», «Масленица», «В гости Пасха к нам пришла», «Праздник русской березы», и другие. Детей всегда привлекают подобные мероприятия массовостью, нетрадиционностью, разнообразными обрядами, песнями, увлекательными играми. Во время проведения таких мероприятий дети попадают в особую атмосферу творчества, получают значительный социальный опыт. Все они направлены на ознакомление детей с культурой своего народа, с традициями и обычаями, принятых в семье и социальном окружении.
Большую работу по организации мероприятий я провожу совместно с педагогами, только благодаря тесному сотрудничеству праздники и развлечения проходят на высоком уровне. Мы вместе разрабатываем сценарий, обсуждаем порядок их проведения. Продумываем все до мелочей: как украсить зал, какую подобрать атрибутику, костюмы, музыку, какую фотовыставку можно организовать.
При организации фольклорных праздников воспитатели находят интересный материал, связанный с традициями и обычаями нашего народа. И все это мы включаем в проведение как народных, так и календарных праздников и развлечений.
Большую познавательную роль играют совместные презентации, которые рассказывают о происхождении того или иного события. Со своими планами и наработками я делюсь с педагогами на педсоветах, готовлю консультации, выступаю на семинарах. Для повышения познавательного интереса среди воспитанников о культуре своего народа в группах создана специальная развивающая среда, где размещается материал о предстоящих календарных праздниках.
С родителями.
Одной из главных задач является привлечение родителей к разнообразным формам совместной музыкальной деятельности, к организации развлечений, праздников. Мы часто приглашаем их на свои мероприятия, где родители становятся активными их участниками.
Подбираю консультации для родителей по проблемам объяснения детям их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, подчеркивая, что важно с уважением относится к культуре любого народа.
Организуем совместные познавательные музыкальные мероприятия, конкурсы, направленные на углубление представлений о народной культуре.
Привлекаем родителей к оформлению развивающей среды с учетом предполагаемого праздника или развлечения.
Чтобы дети проявили интерес к мероприятию, рекомендую родителям посетить музей, библиотеку.
.
Результатом моей работы является частое выступление моих воспитанников на районных праздниках в ДК, активное участие принимаем в открытии праздников, посвященных особым датам (празднование дня Победы, дня дошкольного работника, Рождества, этот праздник прошел на межрайонном уровне и др.). Наши дети участвуют в ежегодном региональном конкурсе «Панжема», где получили Дипломы 2 степени и памятную медаль. Частыми призерами являются мои воспитанники и районного конкурса «Перезвон талантов»
Вместе с воспитателем старшей группы участвовали во всероссийском конкурсе «Моя малая Родина», за что имеем Диплом лауреата конкурса.
Регулярное повторение сезонных событий, праздников, развлечений позволяет закрепить социальные представления дошкольников, формирует субъектный опыт и эмоционально-личностное отношение к окружающему миру. А самое главное, я считаю, что приобщение детей к народной культуре, общечеловеческим ценностям через организацию праздников и развлечений помогают заложить в них фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности,