Кристина Дядичкина
Консультация «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Публикация «Консультация „Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам их поступкам и чувствам, тем самым развить сам интерес к сказкам, т. к. сказка служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие воображения и творческой активности, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п. 2.6).
Читая детям сказки и покупая им красивые толстые книги со сказками, мы едва ли задумываемся о том, почему именно те или иные сказочные герои присутствуют в каждой истории, почему герои говорят на таком странном языке? Для того, что понять Сибирскую сказку, необходимо поглубже погрузиться в истоки русских сказок.
В результате знакомства со сказкой народов Сибири дети дошкольного возраста смогут проявить и сохранить интерес к национальной культуре, культуре межнациональных отношений.
Цель: способствовать развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Раскрыть специфику Сибирской сказки.
3. Организовать совместную деятельность детей и взрослых, направленную на развитие интереса детей к сказкам народов Сибири.
4. Провести анализ проделанной работы.
Сроки реализации: сентябрь – ноябрь 2017г.
Проект был организован на базе: МБДОУ №14 «Алые Паруса», г. Красноярска с детьми 5-6 лет.
Предполагаемые результаты.
При условии систематической последовательной работы дети смогут:
- выражать свои мысли при пересказе прочитанного;
- обсуждать содержание сказок в ситуации общения между сверстниками;
- передавать настроение героев в собственных импровизациях;
- знакомить с литературными произведениями своих близких, выражая свои чувства и эмоции;
- с интересном презентовать свои творческие задумки.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме: развития интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири
1.1. Детский интерес и его развитие у детей дошкольного возраста
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми представлениями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Сказка с самого раннего возраста и на протяжении всего детства сопровождает ребенка. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В сказках народов Сибири кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.
Чтобы развить интерес детей к сказке можно ввести присутствие героя из произведения, который будет «приходить», знакомить детей со сказкой, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять. Слушание сочетается с другими видами деятельности. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия – хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов. Слушание чередуется со звукопроизношением, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов.
Для старших дошкольников типичным упражнением при рассматривании книги становится целостное описание иллюстраций. Оно строится от общего впечатления - к деталям, частности – от них к новому обобщению. Затем провести беседу по содержанию, творческая работа детей.
Существуют определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте : выразительное чтение вслух, четкое выговаривание слов, чтение не очень громко, но не очень тихо, соблюдение пауз. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
1.2. Специфика «Сибирской» сказки : происхождение, преобразование и сохранение
Что значит «сибирская сказка»? Особая ли это сказка, отличается ли от тех, которые бытовали в европейской части России или на русском Севере? Конечно, нет. Корнями своими любая сказка уходит в глубокую древность, в доклассовое общество, когда не сформировались еще нации и народности. Это одна из причин того, что многие сказочные сюжеты являются международными. «До некоторой степени сказка – символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках», - писал замечательный исследователь сказки В. Я. Пропп. Сказка структурно невероятно устойчива, она анонимна, у нее нет авторов. Это коллективный труд, даже можно сказать продукт. Фольклористика зафиксировала имена уникальных сказителей, но не авторов.
В Сибирь сказка, как и другие фольклорные жанры – песни, загадки, пословицы, предания, легенды, былины, – пришла вместе с первопроходцами и поселенцами из-за Урала. «Отправляясь в новое отечество, переселенцы уносили с собою, как заветное достояние предков, поверья, сказки и песни о былинах прежнего времени», – писал один из первых собирателей и исследователей сибирского фольклора С. И. Гуляев. Он полагал, что «поверья, сказки и песни» являются общими для всего русского народа «на всем неизмеримом пространстве земли русской», «но в Сибири их найдется едва ли не более, чем во всех прочих местах». Сибирская сказка разнообразна именно из-за народностей, населяющих территорию Сибири. Этнос Сибири многолик и разнообразен. Это и русские, и буряты, и эвенки, и тофалары, и якуты, и ненцы. Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. По этим произведениям учёные познают жизнь народа, его древние представления о мире, его мечты и надежды.
А. М. Горький называл сказки и былины народов Сибири жемчужинами, советовал собирать их и изучать. Приобщение детей в детском саду к языку, литературе, истории, культуре своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников. А развитие пластических умений старших дошкольников в процессе лепки глиной по мотивам сибирских сказок способствует развитию этнокультурной компетенции дошкольников, приобщение к истокам сибирской культуры, изучение особенностей сибирских сказок, развитие речи.
«Реформирование всей системы отечественного образования привело к возрождению интереса к историческому прошлому народов России. Появились функциональные понятия: «региональный компонент», «региональный подход» в образовании, в воспитании человека, которые предполагают и знакомство с фольклором малых коренных народов. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Например, такие сборники произведений: М. Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К. Устинова "Визит к Берендею", В. П. Стародумова " Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.
Поэтико-прозаическая природа Сибирской народной сказки открывает широкие возможности для педагога-практика, она ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Краеведческая сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка.
Красочный язык, богатый множеством сравнений, эпитетов, народных слов и выражений, живая, неповторимая красота родной природы; благородные, честные, мужественные люди и их поступки – все это будет воспитывать в ребенке эстетические чувства, чувства красоты и гармонии человека и природы. Сказка побуждает ребенка совершать честные, справедливые поступки, прививает любовь к родной земле, помогает понять истинную дружбу, воспитывает трудолюбие.
Народы Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом : рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.
Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д., смерть и оживление.
Большое место в фольклоре народов Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.
Основная мысль сказки проста : на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в сказках.
«Было время, да прошло, а слова остались…» Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, легенд и былей. Мы знаем, что литературная биография и кладовая различных творческих жанров Забайкалья богата и обширна изобилием сказочных материалов нашего края, которые отражают духовно – нравственное творчество забайкальцев, народов коренных : тунгусов (эвенков, бурят и пришедших позднее в эти места русских, именуемых в народе «рудознатцами».
Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят, русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. Поэтому и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несёт огромную ценность.
Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.
Для работы с детьми, проанализировав сибирские сказки и для удобства использования, можно составить классификацию по этносам коренных народностей Сибири.
Таблица 1
Классификация сказок по этносам коренных народностей Сибири
Сибирские этносы, категории Русские сибирские сказки Немецкие сказки Бурятские сказки Эвенкийские сказки
Название сказки Лиса и кот
Медведь и лиса
Котушка и лиса
Лиса и козел
Лиса, волк и медведь
Груздь, лиса и сорока
Лиса и Петя-петух
Кот да петушок
Заяц и овцы
Тетеря
Медведь и бревно
Дружба собаки и кота
Кот и лиса
Лошадь и тигр
Про кошечку
Волк и лиса
Про лису и волка
Медведь — деревянная нога
Сыновья
Про козу-резу
Репка
Мышь и воробей
Воробей
Слепень и комар
О мышке да пузырьке Песец и заяц
Лебедь
Олень и осетр Комар и стрекоза
Мышь и верблюд
Летучая мышь и курица
Ключ счастья
Заяц
Волк
Охотник
Журавль
Снег и заяц
Хитрый кот
Богатырь Байкал
Медведь
Два барана и лиса
Конь и Изюбр
Как перевелись в Сибири львы
Красный бык
Отчего волки воют
Сорока и её птенцы
Как собака нашла себе хозяина –друга
Снег и заяц
Хурист
Хартагай Кто дал эвенкам солнце
Человек на красном олене
Как перевелись чёрные гуси
Асаткан
Кукушка
Как журавли стали небесными оленями
Собаки и человек
Лисица и птичка
Агды-Гром
Заяц-врун
Лиса и рысь
Железный сын
Медведь и карась
Снегирь
Волк и старик
Бобровая речка
Медведь и кедровка
Глухарь и тетерев
Дружба
Лепёшка эвенкийская
Лисица и охотник
Глава 2 Организация детской деятельности по развитию интереса к сказкам народов Сибири
Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с сибирскими сказками?
Полноценное усвоение и проявление детского интереса детьми сказок возможно при условии целенаправленного, систематического включения их в процесс образования дошкольников, как в форме непосредственно – образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Практическая работа условно представлена тремя этапами: подготовительный, основной, заключительный.
В процессе подготовки работы с детьми по данному направлению, для начала, определили проблемы (трудности, цели и задачи. Изучили необходимую психолого – педагогическую литературу, имеющийся практический опыт, подобрали необходимый материал по теме.
Осенью мы с детьми посетили Красноярский театр Юного зрителя. Дети смотрели спектакль «Сказка за сказкой», поставленный по мотивам Сибирских сказок (Приложение 1). После просмотренного спектакля мы беседовали об особенностях Сибирского народа, рассуждали о характерных особенностях основных героев: белке, хитрой лисе, их поступках. Дети очень заинтересовались сказочными образами. В процессе беседы возник вопрос: какие образы, персонажи присутствуют в сказах народа Сибири? У нас возникла идея создать «выставочный зал» под названием «Сказочные образы народов Сибири».
На основном этапе работы мы познакомились с разными сказками народов Сибири, а также с их особенностями и историей. Ежедневно читали сказки, рассматривали картины и изображения иллюстраций, беседовали о содержании, пересказывали прочитанные сказки, рисовали героев из сказок, организовывали выставки с рисунками детей. Изменилась предметно – развивающая среда группы : появились костюмы сказочных персонажей, изготовленные вместе с родителями (Приложение 3).
При чтении обращали внимание на выразительные средства: фантастический вымысел, «очеловечивание» животных, растений, предметов; построение сюжета (присказка, зачин, концовка, многообразие интонационных оттенков персонажей сказок, поэтического языка (Приложение 2).
После чтения беседовали по содержанию сказок, что помогало детям вспомнить сюжет, ощутить яркие звуки и краски сибирской природы, поэтический язык, пережить чувства вместе с героями сказок. При обсуждении у детей возникало желание, поддерживать беседу, отвечая на вопросы. Например, как называется сказка, которую мы сейчас прочитали? Кто из героев сказки вам больше понравился? Почему? Как вы думаете, каким образом можно рассказать другим о нашей сказке? Ответы детей были разными, называли разных героев, придумывали различные названия, кто то предлагал рассказать о сказке с помощью фотографий, кто то показать рисунки, наша беседа разговор заканчивался обязательно похвалой от меня. Это помогает детям постичь внутренний мир героев, дать моральные и этические оценки их поведению, отметить их силу, смелость, выносливость. При пересказе полюбившихся эпизодов сказок обращали внимание на выразительные средства (интонации, мимики, жестов). Дети пересказывали сказки с помощью предметов-заместителей, моделируя сюжет.
Воспитательный потенциал Сибирских сказок наиболее полно раскрывался в организованной и самостоятельной театрализованной деятельности (Приложение 3).
В целях развития самостоятельной театрализованной деятельности, мы с детьми отбирали сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами, короткими по содержанию.
Интересным и значимым для детей событием стало открытие «выставочного зала» под названием «Сказочные образы народов Сибири».
Дети с нетерпением ждали этого дня и ответственно готовились. При подготовке у нас с детьми было много запланированных дел:
Во – первых, мы прочитали русскую сказку «Белка и кедровка» из сборника «Сказки народов Сибири» (Приложение 5); обсудили главных героев. Дети решили, что будут рисовать белку.
Во – вторых, дети определились, какие средства будут им необходимы: гуашь, краски, кисточки, баночки с водой, карандаши, листы плотной бумаги.
В – третьих, подготовили «рабочее» место для творчества, таким образом у нас появилась «творческая мастерская».
После подготовки дети включились в сам процесс: рисовали и обсуждали друг с другом результаты своего творчества (Приложение 4).
Наступил день открытия «выставочного зала» под названием «Сказочные образы народов Сибири». Вместе со сказочными образами, представленными в рисунках детей, в зале находились и другие материалы соответствующие Сибирским сказкам : иллюстрации, костюмы, детская литература, игрушки для театрализованной деятельности.
Дети свободно ориентировались в представленных «экспонатах» и с интересом рассказывали об особенностях сказок народов Сибири.
Глава3 Анализ проделанной работы по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири
В результате целенаправленной и систематической работы можно отметить, что у детей :
• Возросла познавательная и речевая активность (более внимательное и осмысленное слушание, дети стали отвечать на вопросы по содержанию, лучше понимать скрытый смысл сказки, лучше пересказывать текст);
• Появились новые представления о социальной действительности, эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально – положительного настроя по отношению к разным культурам;
• Появилось желание выразить свои эмоциональные переживания через роль героя сказки;
• Проявилась заинтересованность, самостоятельность в играх, общении со сверстниками;
• Творческая деятельность не только способствовала творческой самореализации детей, но и развитию сотрудничества со сверстниками и взрослыми как неотъемлемой части социальной ситуации развития дошкольников.
Таким образом, комплекс педагогических условий, форм организации, методов и приёмов позволил реализовать цель по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири.
Текст сказки из сборника сказок наров Сибири «Белка и кедровка»
Поспорили Белка и Кедровка: кто по осени больше орехов соберет?
- Я больше соберу, - сказала Кедровка.
Белка рассердилась:
- Нет, я соберу больше.
Летел мимо Воробей, удивился:
- Смешно ссориться, когда еще никто ничего не собрал.
- И пр-р-авда! – согласилась Кедровка.
- Подождем до осени, - пропищала Белка.
Пришла осень. Еще красивее стала тайга – как золотая. Кедры стоят в осеннем уборе, как бояре в пышных шубах. На каждой ветке – крупные шишки.
Стала Белка прыгать с ветки на ветку, спелые шишки собирать. Обхватит шишку лапками, разгрызет орешки – и в рот, ядрышко за ядрышком. Вку-у-сно. Наелась Белка и поскакала к ближайшему дуплу. Там устроила склад на зиму. Назавтра собрала ореховый запас на другом кедре и заложила его в другое дупло, послезавтра – в третье.
Тем временем и Кедровка не ленилась. Насытилась орешками, а потом натаскала орехов в своих защечных мешочках в собственные кладовые – в ямки в земле.
Обе трудились так усердно, что забыли и про спор. Зато когда наступила зима, никто не голодал, ни Белка, ни Кедровка. Их кедровые запасы помогли другим обитателям тайги.
Прилетел в холодный день голодный Воробушек. Увидел в дупле орешки, поклевал и согрелся.
Пришел Охотник с Мальчиком в тайгу. Оба устали, проголодались. Охотник нашел под снегом кедровкин запас, взял немного орешков, накормил Мальчика, и она дальше пошли.
В разные места занесли орехи Кедровка и Белка. Теперь там выросли молодые кедры. В их зарослях поселились дети Кедровки и Белки. Всем еды хватает.