Ольга Даценко
Консультация «Помогите ребенку стать самостоятельным»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи провели исследования, изучили изменения в характере и в поведении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и дали название этому периоду - «кризис 7 лет».
Кризис – это то, что может случиться с каждым ребенком при переходе на новую ступень своего развития. Ребенок 6-7 лет стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что многое знает и понимает. Он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что значит «Я радуюсь», Я сердит», «Я добрый», «Я злой».Появляется настойчивость. упрямство, желание действовать самостоятельно. Знакомая ситуация: ребенок хочет помочь, начинает мыть посуду. А мама ему говорит: «Не умеешь, не трогай. Разобьешь, Дай, я сама лучше сделаю». Таким образом, не получая возможности со стороны взрослых быть самостоятельным, выражать свое мнение, ребенок начинает кривляться. Капризничать, привлекать к себе внимание доступными для него способами. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. он кажется им менее приспособленным к жизни, чем есть на самом деле. Бессознательно родители стремятся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни. Между восприятием ребенком самого себя и восприятием его родителями образуется довольно значительный разрыв. Это одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, добиваться всего своими собственными усилиями.
Темочки:
Результат для родителей неутешителен: зная возможности своего ребенка, они с грустью начинают замечать его пассивность, снижение интереса к знаниям. Ребенок начинает игнорировать все новое, снижается его познавательная активность, блокируется защита преодоления неуверенности в себе.
Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, ребенок рассуждает так : «Ничего не знаю, ничего не умею и спрос с меня маленький!». Это очень удобная позиция. Пропадает желание что-то делать самостоятельно, стремится к чему –либо, преодолевать на этом пути встречающиеся трудности. Как следствие - в начале школьной жизни ребенок не может или не хочет выполнять домашнее задание без посторонней помощи, просит родителей сидеть рядом и контролировать его, часто обращается за помощью в начале задания, когда даже не пытался его осмыслить. Это значит, что ребенок имеет сильную зависимость от взрослых их контроля и постоянной помощи.
Чтобы предотвратить у ребенка нежелательные поведенческие проявления кризиса данного возраста, важно:
*помогать ребенку проявлять свои способности везде и во всем;
*оказывать помощь только тогда, когда вы уверены, что ребенку эта задача не под силу.
*проверять, чтобы любое начатое дело было им доведено до конца;
*доверять ему все домашние дела, даже если качество их выполнения не совсем вас устраивает;
*не забывать хвалить ребенка за хорошо выполненную работу- это позволит ему почувствовать себя уверенно;
*формировать у ребенка ощущение успешности и желание двигаться к цели- говорите ему чаще : «Ты это сможешь», «У тебя обязательно получится», «Если подумаешь и постараешься, обязательно решишь эту задачу», «Ты умный и способный, надо только постараться, приложить усилия».