Елена Маракова
Консультация «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили: Маракова Е. А.
«Родное слово есть основа
всякого умственного
всех знаний: с него начинается всякое
понимание, через него проходит
и к нему возвращается».
(К. Д. Ушинский)
Публикация «Консультация „Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Участие родителей в речевом развитии начинается с самого рождения ребенка. С приходом ребенка в детский сад их роль в этом процессе не заканчивается. Усилия педагогов без помощи родителей будут малоэффективны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного воздействия на формирования речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
- Если вас что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться к специалисту за консультацией.
Всем известно, что становление речи завершается примерно к 5 годам. В этом толковании и кроется основная опасность. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто в этот процесс не вмешивается и родители тоже не бьют тревогу. Когда же речь устоялась вместе с дефектами, родители начинают бегать по специалистам, и они принимаются за дело. Это большая ошибка и неправильно! Не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи детей.
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте, освоению чтения и письма. Это лишь этапы речевого развития, которым предшествует более серьезная работа. Качественно овладеть чтением, а особенно письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого фонетического слуха.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у ребенка проблема с родным языком или его речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Практически все языки вступают в противоречие друг с другом. Любой язык имеет звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут у ребенка и начинаются трудности. Ребенок теряется и не знает, что и как произносить.
Не забывайте и помните! Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и правильно выговаривать слова разговаривайте с ребенком правильно. Нельзя с детками «сюсюкаться» даже если они маленькие. Говорите с малышом короткими фразами и медленно. Надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих его людей, то есть с раннего детства развивать слуховое восприятие.